"Старость не защищает от Любви,
но Любовь защищает от старости"

© Коко Шанель

Алексей сергеевич обухов


Обухов Алексей Сергеевич — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Исследовательская, аналитическая и/или консультационно-экспертная деятельность:

Работа по сбору информации и ее анализу, выработка практических рекомендаций по проблемам в области психологии образования и психологии развития, по проблеме детства в контексте этнических культур; по проблемам развития одаренности и способностей детей и подростков; теории и практики исследовательских и проектных методов обучения.

Мониторинг публикаций по заданной теме, в том числе по проблемам внутренней мотивации, настойчивости, инициативности, исследовательской активности детей и подростков.

Аналитическая или экспертная работа по запросам руководства Института.

Консультирование по поручению руководства Института органов законодательной и исполнительной власти, органов управления образования, производителей образовательных и информационных услуг.

Участие в экспертной работа по направлениям в области психологии образования, психологии развития, социокультурной и этнопсихологии.

Образовательная деятельность:

Консультирование аспирантов и магистров, руководство магистерскими диссертациями.

Разработка и ведение учебный курсов для магистрантов и аспирантов.

Разработка и реализация программ повышения квалификации для педагогов.

Проведение открытых лекций и семинаров для учителей в рамках Университетско-школьного кластера.

Организационная и содержательная поддержка деятельности Института:

- участие в академическом совете Аспирантской школы Института образования;

- участие в работе Диссертационного совета по образованию;

- участие в работе экспертных комиссий Института образования;

- участие в работе экспертного совета образовательной программы «Педагогическое образование» Института образования;

- экспертное участие во внутреннем и внешнем семинарах Института образования;

- внутренняя экспертиза научных работ и публикаций по направлениям «Школа и дополнительное образование», «Детство, родительство, взросление, ассоциальное поведение», «Teaching & learning»;

- организация и проведение регулярных научных семинаров «Визуальные методы исследования человека в контексте культуры»; «Модели исследовательского обучения» в Институте образования и совместного с МГППУ научного семинара по этнопсихологии;

- участие в качестве спикера, ведущего мастер-классов и докладчика на конференциях ВШЭ и внешних конференциях с участием ВШЭ по проблемам в области психологии образования, психологии развития, психологии одаренности и творчества;

- научное руководство международных и всероссийских образовательных мероприятия с обучающимися в области исследовательского обучения.

www.hse.ru

Обухов Алексей Сергеевич | Сотрудники

Образование

Аспирантура: Московский педагогический государственный университет, специальность 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии, 2001.
Образование: Московский педагогический государственный университет, квалификация «Социальный педагог, педагог-психолог» по специальности «Социальная педагогика с дополнительной специальностью Психология», 1999.

Тема кандидатской диссертации

"Психологические особенности личности в условиях традиционной преемственности русской деревни (на материале анализа этнического самосознания трех поколений жителей деревень Русского Севера)" (2001)

Курсы текущего учебного года

Погружение в новую педагогику
Введение в исследовательскую деятельность
Психолого-педагогическая антропология (для факультета начального образования)
Педагогика и психология (для дефектологического факультета)
Социокультурная психология и антропология детства
Психология возрастных субкультур

Публикации

Автор более 380 публикаций, среди которых наиболее значимые:

Монографии

  1. Обухов А.С. Проектная и исследовательская деятельность в старшей школе: сборник программ дополнительного образования детей/ Под ред. А.С. Обухова. М: Национальный книжный центр, 2015. 475 с.
  2. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Национальный книжный центр, 2014. 16 п.л.
  3. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Прометей, МПГУ, 2006. 14 п.л.
  4. Обухов А.С. Психология личности в контексте реалий традиционной культуры. Монография. М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2005. 20 п.л.

Учебники

  1. Обухов А. С., Швецова М.Н., Федосеева А. М., Мякишева Н. М., Ткаченко Н. В., Вачков И. В. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. Учебник для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2015, 2016, 2017. 422 с.
  2. Обухов А.С., Федосеева А.М., Байфорд Э. Введение в профессию: психолог образования: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под общей редакцией А.С. Обухова. М.: Юрайт, 2014, 2016. 522 с. + СD. 27,41 п.л.
  3. Психология детей младшего школьного возраста: Учебник и практикум для бакалавров / под общ. ред. А. С. Обухова. М. : Издательство Юрайт, 2014, 2016. 583 с. 31 п.л.
  4. Психология: учебник для бакалавров / под общ. ред. В.А. Сластенина, А.С. Обухова. М.: Издательство Юрайт, 2013. 530 с. 28 п.л.
  1. Психология : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. С. Обухов [и др.] ; под общ. ред. А. С. Обухова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 404 с. — (Бакалавр. Академический курс).
  2. Психология : учебник и практикум для СПО / А. С. Обухов [и др.] ; под общ. ред. А. С. Обухова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 404 с. — (Профессиональное образование).

Книги и сборники – составитель и редактор

  1. Исследовательский подход в образовании: проблема подготовки педагога: Научно-методический сборник в двух томах / Под общей редакцией профессора А.С. Обухова. М.: Общероссийская общественная организация творческих педагогов «Исследователь»; МПГУ, 2012. Т. 1: Теория и методика. 998 с. 62 п.л.; Т. 2: Технологии и практика организации. 462 с. 29 п.л.
  2. Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся / Ред. сост. А.С. Обухов. Изд. 2-е, исправленное. М.: Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2012. 160 с. 10 п.л.
  3. Исследовательская деятельность учащихся: от детского сада до вуза: Научно-методический сборник в двух томах / Под ред. к.психол.н. А.С. Обухова. М.: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»; МПГУ, 2010. Т. 1. Теория и методика. 544 с., 34 п.л.; Т. 2. Практика и методы организации. 538 с., 33,6 п.л.
  4. Ребенок в истории и культуре: Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики» Вып. 4 / Под ред. А.С. Обухова, М.В. Тендряковой. М.: Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2010. 520 с.
  5. Организация и проведение ученических конференций / Под ред. А.С. Обухова. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Библиотека журнала «Исследователь / Researcher». 2009. 100 с. 6 п.л.
  6. Исследовательский подход в образовании: от теории к практике: Научно-методический сборник в двух томах / Под общей редакцией А.С. Обухова. М.: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», 2009. Т. 1: Теория и методика. 448 с. 36,4 п.л.; Т. 2: Практика и методы организации. 589 с. 48 п.л.
  7. Актуальные психолого-педагогические исследования, направленные на развитие инноваций в системе образования: Сборник статей: / Под общей редакцией В.А. Сластенина. Ред.-сост. А.С. Обухов, С.В. Яковлев. М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2008. Ч. 1. 296 с. 18,5 п.л.; Ч. 2. 270 с. 16,9 п.л.
  8. Исследовательская деятельность учащихся: Научно-методический сборник в двух томах / Под общей редакцией А.С. Обухова. М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. Т. 1: Теория и методика. 701 с. 44 п.л.; Т. 2: Практика организации. 495 с. 31 п.л.
  9. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей. М.: НИИ Школьных технологий, 2006. 39 п.л.
  10. Методика исследовательской деятельности учащихся в области гуманитарных наук. М.: МИОО; Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. 10 п.л.
  11. Методика исследовательской деятельности учащихся в области естественных наук. М.: МИОО; Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. 8 п.л.
  12. Сборник рабочих программ по дисциплинам общепрофессионального цикла, дисциплин специализации и дисциплины по выбору. Специальность 020400 «Психология». Специализация «Психология развития и возрастная психология». Часть II. М.: Прометей, 2005. 35,75 п.л.
  13. Сборник программ спецкурсов кафедры психологии развития МПГУ. М.: Прометей, МПГУ, 2003. 7 п.л.
  14. Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник / Под ред. А.С. Обухова. М.: Народное образование, 2001. 8,5 п.л.
  15. Академик Александр Михайлович Обухов: жизнь в науке / Сост. А.С. Обухов. Под ред. Г.С. Голицына. М.: Изд. дом «Ноосфера», 2001. 19,5+2 п.л.

 

Статьи в рецензируемых журналах

  1. Обухов А.С., Булин-Соколова Е.И. Рефлексивно-деятельностная модель подготовки педагогов для образования будущего//Наука и школа. 2015. № 6. С. 22-27.
  2. Обухов А.С., Магомедова Н.Г. Особенности исследовательского метода обучения как фактор становления субъектности ученика и учителя // Вестник Дагестанского государственного университета. 2015. № 4. С. 199-204.

  3. Обухов А.С. Развитие научной школы «Феноменология бытия и развития личности» Валерии Сергеевны Мухиной: взгляд ученика // Развитие личности. 2015. №1. С. 90-129.
  4. Обухов А.С. Профессиональная подготовка педагога в логике субъектно-деятельностного подхода // Наука и школа. 2014. № 5. С.84-98
  5. Булин-Соколова Е.И., Обухов А.С., Семенов А.Л. Будущее педагогическое образование. Направление движения и первые практические шаги // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. №3. С. 207-225.
  6. Обухов А.С. Становление субъектности младшего школьника в контексте образования // Начальная школа плюс до и после. 2014. №1. С. 3-12.
  7. Обухов А.С., Баскакова Ю.С. Проблема умственной работоспособности младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2014. №2. С. 3-8.
  8. Обухов А.С., Мелков С.В., Чурилова Е.Е. История развития научно-исследовательской, преподавательской и общественной деятельности кафедры психологии развития МПГУ // Развитие личности. 2013. №3. С. 21
  9. Обухов А.С. Рефлексия на выступления американских коллег на научно-практическом семинаре: Российско-американский круглый стол: «Поведение: условия развития и внутренняя позиция личности» // Развитие личности. 2013. №3. С. 134-135.
  10. Обухов А.С. В.И. Вернадский и современное гуманитарное знание. Развитие общенаучного подхода В.И. Вернадского в российском образовании // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2013. №3 (47). С. 28 – 37.
  11. Баркова Ю.С., Леонтович А.В., Обухов А.С. Российско-Мексиканская юношеская исследовательская экспедиция прошла успешно // Народное образование. 2012. №3. С. 197 – 199.
  12. Леванова Е.А., Тарабакина Л.В., Обухов А.С., Бабиева Н.С., Плешаков В.А., Пушкарева Т.В., Савина Т.А., Сахарова Т.Н., Казенная Е.В. Психолого-педагогическая концепция программы «Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков» // Преподаватель XXI век. 2012. №3. Ч. 1. С. 175 – 190.
  13. Обухов А.С., Манакова Т.Г. Направленность в осмыслении жизненного пути личности: автобиографический, семейно-родовой и общественно-исторический аспекты // Актуальные проблемы психологического знания. 2012. №4. С. 64-81.
  14. Обухов А.С. Концепция кафедры психологии образования // Развитие личности. 2011. №1. С. 242 – 248.
  15. Обухов А.С., Кисилев Б.А. Развитие субъектной позиции учащихся в условиях учебно-исследовательской деятельности // Преподаватель XXI век. 2010. №2. ч. 1. С. 179-188.
  16. Зуев К.Б., Обухов А.С. II Международная конференция молодых ученых «Психология – наука будущего» // Психологический журнал. 2009. Т. 30. №4. С. 110-112.
  17. Обухов А.С., Чурилова Е.Е. Современные подходы к исследованию личности через нарративные тексты // Преподаватель XXI век. 2009. №4. С. 331-343.
  18. Обухов А.С. Методологические основы дисциплины «Историческая психология» // Развитие личности. 2009. №3. С. 243-247.
  19. Сергиенко Е.А., Марцинковская Т.Д., Обухов А.С., Посохова С.Т., Мухамедрахимов Р.Ж. IV Съезд Российского психологического общества. Направление 3: «Психология развития» // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 3. С. 131–135
  20. Обухов А.С. Технология опроса // Школьные технологии. 2007. № 6. С. 124-132.
  21. Обухов А.С., Леонтович А.В. Конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве», 10-11 марта 2005 // Развитие личности. 2006. №1. С. 227-235.
  22. Обухов А.С. В преддверии личности: концепт души человека в традиционных культурах // Развитие личности. 2006. №2. С.82-90; №3. С. 84-105.
  23. Обухов А.С., Пивоварова Е.П. Обрядовое сопровождение личности теленгитов Горного Алтая // Сибирский педагогический журнал. 2006. №5. С. 161 – 168.
  24. Обухов А.С. Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении // Школьные технологии. 2006. №5. С. 86-90.
  25. Обухов А.С. Валерия Сергеевна Мухина – ученый, психолог, писатель // Развитие личности. 2005. №1. С. 233-237.
  26. Обухов А.С. Юбилейная конференция, посвященная 120-летию Московского психологического общества (Москва, 4-6 февраля 2005): секция «Развитие личности» // Развитие личности. 2005. №1. С. 243-248.
  27. Обухов А.С. «Круглый стол», посвященный юбилею журнала «Вопросы психологии». Выступление // Вопросы психологии. 2005. №2. С.25-28.
  28. Мухина В.С., Обухов А.С. Научно-практическая секция «Психология развития личности» Федерации психологов образования // Развитие личности. 2005. №3. С. 8-10.
  29. Обухов А.С. Экспедиция «на край света» // Народное образование. 2004. №3. С. 175-184.
  30. Мухина В.С., Айгумова З.И., Обухов А.С., Семья Г.В., Счастная Т.Н. Кафедре психологии развития 15 лет // Развитие личности. 2004. №1. С. 10-25.
  31. Обухов А.С. Когда мир раскалывается на жизнь и смерть… Психологическая помощь детям Беслана // Народное образование. 2004. №9. С. 183-201.
  32. Обухов А.С. Психологическая служба в социокультурном пространстве гимназии // Школьные технологии. 2004. №3. С.75-79.
  33. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2004. №2. С. 146-148.
  34. Обухов А.С. Человек в гармонии с природой // Народное образование. 2003. №3. С.185-191.
  35. Мухина В.С., Обухов А.С. Наша самопрезентация: Журнал «Развитие личности Development of personality» – презентация // Развитие личности. 2003. №1. С. 8-11.
  36. Обухов А.С. Исторически обусловленные модификации образа мира // Развитие личности. 2003. №4. С. 51-68.
  37. Обухов А.С. Программа учебно-исследовательской специализации «Социокультурная психология» // Школьные технологии. 2002. №4. С. 179-187.
  38. Обухов А.С. Социокультурное взаимодействие в системе исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2002. №2. С. 129-132.
  39. Обухов А.С. Исследовательская деятельность подростков в деревнях Русского Севера // Народное образование. 2002. №3. С. 174-182.
  40. Мухина В.С., Обухов А.С. Секция «Развитие личности» Российского психологического общества // Развитие личности. 2002. №3. С. 5-6.
  41. Обухов А.С. Вера Федоровна Шмидт – автор «Дневника матери» (биографическая справка) // Развитие личности. 2002. №3. С. 190-193.
  42. Обухов А.С. Симпозиум «Психология личности» V Всероссийской конференции «Психология и ее приложения» // Развитие личности. 2002. №3. С. 258-260.
  43. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Школьные технологии. 2001. №5. С. 26-35.
  44. Обухов А.С. Объединение молодых ученых на кафедре психологии развития МПГУ // Развитие личности. 2001. №1. С. 4-5.
  45. Обухов А.С. Психология личности в условиях традиционной преемственности в деревнях Русского Севера // Развитие личности. 2001. №2. С. 53-77.
  46. Обухов А.С. Введение в социально-психологическое исследование (программа для детского экологического лагеря) // Школьные технологии. 2001. №3. С. 121-133.
  47. Обухов А.С. Построение программы психологического исследования личности в контексте русской традиционной культуры // Развитие личности. 2001. №3-4. С. 109-120; 2002. №1. С. 171-226.
  48. Мухина В.С., Обухов А.С. Психология отрочества // Развитие личности. 2000. №1. С. 12-23.
  49. Обухов А.С., Смирных М.В. Организация взаимодействия участников юношеской конференции // Школьные технологии. 2000. №3. С. 109-114.
  50. Обухов А.С. «Четвертной» как реальность культуры (школьный литературно-художественный альманах) // Народное образование. 2000. №1. С. 125-127.
  51. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. 1999. № 10. С. 158-161.
  52. Обухов А.С. Современное состояние смехового мира в русской традиционной культуре // Развитие личности. 1999. №2. С. 140-157.
  53. Обухов А.С., Болховитинова Г.Ю. «Фри герлицы под виндом…» Образ А.С. Пушкина и его творчества в школьном фольклоре // Пушкинский альманах. М.: Народное образование, 1999. С. 250-256.
  54. Обухов А.С. Смех и личность // Развитие личности. 1998. №3-4. С. 83-101.
  55. Обухов А.С. Родники живого слова // Народное образование. 1998. №5. С. 94-96.

Публикации на иностранных языках

  1. Obukhov A.The psychology of research activity // Journal on Science Education. 2012. №1. Р. 26-28.
  2. Obukhov A.International Science Fairs as a Means of Children and Youth Developmental Grouth: Variability of the Participants’ Communicative Positions. Communicative positions for the round table “The role of kids in the science fairs” // Journal on Science Education. 2012. №2. Р. 14-16.
  3. Expedición Científica Ruso-Mexicana / Red. A. Obukhov. M.: Researsher, 2010. 62 р.
  4. Obukhov A. La parte de la expedición dedicada a Humanidades: psicología sociocultural y antropología // Expedición Científica Ruso-Mexicana. M.: Researsher, 2010. Р. 38-59.
  5. Obukhov A. The principles behind the program of the IRS and their implementation // The 2nd International Research School. М.: Researsher, 2009. Р. 58-65.

Другие значимые публикации

  1. Обухов А.С. В творчестве созидается творец. Психология образования сегодня // Школьный психолог/ 2014. №9, сентябрь. С. 4-7. №10.
  2. Обухов А.С. Педагогика Тома Сойера. К вопросу об инициативе в педагогическом общении // Школьный психолог. 2014. №3. С. 4 – 8. №4. С. 8-11.
  3. Обухов А.С. Общение с С.О. Шмидтом как встреча с историей // Исследователь/Researcher. 2013. №1-2. С. 34-39.
  4. Обухов А.С. Лицейское образование в России: истоки и перспективы // Исследователь/Researcher. 2013. №1-2. С. 77-83.
  5. Обухов А.С., Чурилова Е.Е. Внутренний план развития личности: нарративные тексты подростков и юношества как путь познания себя // У истоков развития. Сборник научных статей / Ред.: Л. Ф. Обухова, И. А. Котляр (Корепанова). М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С. 115 – 125.
  6. Обухов А.С. Путешествие как исследование мира // Потенциал. Химия. Биология. Медицина. 2013. №1. С. 34 – 43
  7. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). Научно-методическое пособие. М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2012. 64 с.
  8. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). М.: Цветной мир, 2012. 320 с.
  9. Обухов А.С. Одаренность – это диагноз или ориентир для саморазвития? // Потенциал. Химия. Биология. Медицина. 2012. №12. С. 29 – 35.
  10. Обухов А.С., Мякишева Н.М. Развитие исследовательских способностей в игре: умение продуцировать гипотезы // Потенциал. Химия. Биология. Медицина. 2012. №1. С. 58 – 64.
  11. Обухов А.С., Мякишева Н.М. Развитие исследовательских способностей в игре: умение видеть проблемы // Потенциал. Химия. Биология. Медицина. 2011. №7. С. 66 – 72.
  12. Обухов А.С. Мировоззрение подростков провинций России // На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред. Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова. М.: МГППУ, 2011. С. 147 – 161.
  13. Обухов А.С. Развитие исследовательских способностей в игре: наблюдательность // Потенциал. Химия. Биология. Медицина. 2011. №3. С. 53-60.
  14. От детства к взрослости через социокультурное экспериментирование: подростковые и молодежные субкультуры в Москве // Ребенок в истории и культуре: Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики» Вып. 4 / Под ред. А.С. Обухова, М.В. Тендряковой. М.: Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2010. – С. 187-213
  15. Обухов А.С., Бородкина Н.В. Психологические особенности спонтанного исследовательского поведения дошкольников и в пространстве детского сада // Исследователь/Researcher. 2009. №3-4. С. 136-149.
  16. Обухов А.С. Принципы построения программы деятельности Международной исследовательской школы и их реализация // Исследователь/Researcher. 2009. №3-4. С. 298-307.
  17. Обухов А.С., Мартынова М.В. Фантазийные миры игрового пространства детей мегаполиса: страна К.К.Р. Антона Кротова и его друзей // Какорея. Из истории детства в России и других странах: Сб. статей и материалов. Сост. Г.В. Макаревич. М.; Тверь: Научная книга, 2008. С. 231-245.
  18. Обухов А.С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2005. №3. С. 18-38.
  19. Обухов А.С. Ученик в гимназии – уникальная личность в уникальных условиях (к вопросу о ценностных основаниях построения образовательной деятельности) // Образовательное пространство гимназии: опыт и размышления. Сборник материалов открытой областной научно-практической конференции 4-5 февраля 2004 г. Сергиев Посад: Сергиево-Посадская гимназия, 2004. С. 3-5.
  20. Обухов А.С. Опора на традиции и поиск новизны – основной алгоритм развития событийной общности гимназии // Образовательное пространство гимназии: опыт и размышления. Сборник материалов открытой областной научно-практической конференции 4-5 февраля 2004 г. Сергиев Посад: Сергиево-Посадская гимназия, 2004. С. 36-39.
  21. Обухов А.С. О работе группы психологов по оказанию экспресс помощи детям Беслана // Материалы Первой Международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы» (Москва, 16-18 декабря 2004). М.: Смысл, 2004. С. 421-423.
  22. Обухов А.С. Исследование психологических особенностей личности в контексте реалий традиционной культуры деревень Русского Севера (по материалам экспедиционных исследований на территории Кенозерского национального парка) // Кенозерские чтения: Материалы Первой Всероссийской конференции «Кенозерские чтения» / Отв. ред. Е.Ф. Шатковская; ред.-сост. А.А. Куратов. Архангельск: ФГУ «Нац. парк «Кенозерский»; Правда Севера, 2003. С. 233-251.
  23. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-24.
  24. Лесгафт. Антология гуманной педагогики. От первого читателя. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2002.
  25. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2002. №1. С.24-33.
Повышение квалификации

«Научно-правовые основы обеспечения качества деятельности диссертационных советов в современных условиях» (72 ч.) 17.05 – 30.11.2012, МПГУ
«Глобализация: теоретические, политические и социокультурные аспекты» (72 ч.) 14-27.10.2012, ГАУГН
«Управление экспериментальной деятельностью в образовании» (72 ч.), 05.04 – 27.05. 2011, МПГУ
«Разработка электронных учебных курсов и дистанционная поддержка образовательного процесса» (72 ч.), 09.02 – 27.04.2011, МПГУ
«Инновационная деятельность в вузе» (72 ч.), 11.05 – 05.12.2011, МПГУ
«Современные формы организации аспирантуры в вузах Германии и инновационные подходы к составлению рабочих и учебных планов аспирантов» (72 ч.) 20-30.10.2008, Международная академия DAAD (IDA), Берлин, Гейдельберг, Бонн, Кельн, Бохум
«Современные проблемы психологии: теория и практика (Управленческих и воспитательный потенциал организации» (72 ч.), 26.09.2006 – 26.01.2007, АПКиППРО
«Управленческий и воспитательный потенциал организации», (36 ч.), Прага, Чехия
«Терапия последствий травм, жестокого обращения и депривации с Мюррей методом» (36 ч.) 03-07.10.2005, МГППУ
«История и философия науки» (72 ч.), 20-30.06.2005, МПГУ
«Разработка программ деятельности Центров повышения квалификации ППС педагогических вузов» (72 ч.), 30.10-06.11.2003, АПКиППРО
«Метод учебных проектов» (72 ч.), 26.09-30.04.2003, МИОО

Исследовательские проекты и гранты
Грант РГНФ «Становление субъектной позиции учащихся в учебно-исследовательской деятельности» (06-06-00367а).
НИР «Исследование дидактических подходов к формированию инновационных исследовательских технологий в системе общего среднего и высшего педагогического образования» в рамках задания № 2014/119 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки РФ, 2014 – 2016.
ГК «Обеспечение методической и педагогической поддержки русских школ в странах СНГ путем организации совершенствования компетенции учителей русского языка» Россотрудничества, 2016.
ГК «Обеспечение методической и педагогической поддержки русских школ в странах СНГ путем организации совершенствования компетенции учителей-предметников» Россотрудничества, 2016.
Проект по субсидии Департамента образования городам Москвы по приоритетному направлению №16 «Разработка типовых модулей по научно-практическому образованию для образовательной программы общеобразовательных учреждений (5 модулей для образовательных учреждений, работающих по программам лицейского, гимназического образования)», 2013 год.
Участие в конференциях

• Всероссийская научно-практическая конференция «Время личности – время жизни». Москва, ФПП МПГУ. 2012.04.07
• V Съезд Общероссийской общественной организации «Российской психологическое общество». Москва, РПО, МГУ. 2012.02.13-18
• II Всероссийская студенческая научно-практическая конференция по психологии с международным участием «Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация». Владимир, ВлГУ. 2012.05.17-18
• Конференция «Современные модели социализации детей». Пленарное заседание, часть 1 «Социально-ориентированное образование как фундамент для формирования и воспитания гармонично развитой личности».Москва, ЦВК «Экспоцентр. 2012.04.17
• Межрегиональный научно-практический семинар с онлайн участием региональных и международных экспертов «Актуальные проблемы образования, воспитания и развития обучающихся. Развитие личности в современной медиасреде». Москва, МИРО. 3 сентября 2013
• Городской методический семинар «Образовательная среда и дополнительное образование». Москва, МГДД(Ю)Т. 20 октября 2013

Московская межрегиональная научно- практическая конференция «Игра и современные социальные условия её развития». Москва, МГДД(Ю)Т. 6-7 ноября 2013
• Всероссийский семинар с директорами школы по исследовательскому подходу в образовании. Москва, лицей № 1553 имени В.И. Вернадского. 10 октября 2013
• Всероссийская научно-практическая конференция «Ольбинские чтения». Сергиев Посад, СПГУ имени И.Б. Ольбинского. 24-25 января 2013
• II Всероссийская научно-практическая конференция «Научная составляющая школьного урока: исследовательская проблема и школьная практика». Саратов, Восточно-Европейский лицей. 4-5 октября 2013
• II научно – практическая конференция «Российский учитель в системе современного образования». Москва, МПГУ. 26 – 28 марта 2013
• Круглый стол по творческому наследию К. Ясперса. Москва, Институт бизнеса и права. 25 марта 2013
• Международной научно-практической конференции «Наука и образование для устойчивого развития экономики, природы и общества», посвященной 150-летию В.И. Вернадского. Тамбов, Вернадовка. 7-8 июня 2013
• Российско-Германский круглый стол с делегацией социальных педагогов и социальных работников из Баварии (Германия). Москва, ФПП МПГУ. 26 сентября 2013
• I научно-практическая международная конференция «Социальная психология в образовательном пространстве». Москва, МГППУ. 16-17 октября 2013

• Научно-практический семинар «Усиление практической направленности педагогического образования на основе организации сетевого взаимодействия вуза и школы». Елабуга, Елабужский институт КФУ. 05-06.06.2014
• VI Всероссийские Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами «Современная российская школа: социально-ориентированная модель управления». Москва, МПГУ. 24.01.2014
• Всероссийская конференция «Роль и место игр в построении образовательной среды: поиск, разработка, применение». Москва, Всероссийская ассоциация по играм в образовании (Russian Association for Games in Education, RAGE), МГУ им. Ломоносова. 28-29.11.2014
• Всероссийская научно-практическая конференция «Интеллектуальное развитие дошкольников и младших школьников: опыт, проблемы, перспективы». г. Киров, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет». 17.04.2014
• Всероссийская научно-практическая конференция «Дополнительное образование детей и учащейся молодежи: история, современность, перспективы» (к 70-летию ГБОУДОД Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга). Санкт-Петербург, Дворец учащейся молодежи. 23.04.2014
• VI Международная конференция «Феномен творческой личности в культуре. Фатющенковские чтения». Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова. 17.10.2014

• I Международная научно-практическая конференция «ОДИНЦОВСКИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ» «СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ: СОЮЗ НАУКИ И ПРАКТИКИ». Москва, ОГУ. 20.02.2014
• Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: Четвертая Международная научная конференция 30-31 мая 2014 г. Смоленск, СГУ. 30-31.05.2014
• IX международная научно-практическая конференция молодых ученых «Психология ХХI века. Психология и современные проблемы образования». Санкт-Петербург, ЛГУ им. А.С. Пушкина. 27-28.02.2014
• VII международная научно-практическая конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве». Москва, МГДД(Ю)Т, МПГУ. 14-15.11.2014

Дополнительная информация

Соавтор концепции развития исследовательского подхода в образовании.
Руководитель научной группой по социокультурной психологии и антропологии: ежегодные экспедиционные выезды в различные этнические регионы России (Алтай, Бурятия, Башкирия, Карелия, Русский Север, Северный Кавказ, Хакасия и др.) и за рубеж (Армения, Болгария, Мексика, Молдавия, Турция и др.) с участием лицеистов и студентов.
С 2001 – член Российского психологического общества, координатор секции «Развитие личности», с 2005 года член Совета Московского общества  психологов.
С 2005 – член Федерации психологов образования России, сопредседатель секций «Психология развития личности», «Психология исследовательского образования».
С 2005 – член Союза журналистов Москвы.
Член редакционных коллегий журналов «Преподаватель. XXI век», «Новые российские гуманитарные исследования», «Школьные технологии», «Санат» (Казахстан).
Осуществлял научно-методическое руководство экспериментальной деятельностью в системе Департамента образования города Москвы по развитию проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Инициатор многих всероссийских и международных программ и проектов по развитию исследовательского подхода в образовании.
Член Комиссии по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского при Президиуме РАН.
Научный руководитель MILSET Vostok – отделения международной организации по поддержке научно-технического творчества молодежи.
Научной руководитель Международной исследовательской школы (IRS)
Член оргкомитетов Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся имени Д.И. Менделеева, фестиваля творческих проектов “Леонардо”, Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок».
Сопредседатель оргкомитета регулярной Международной конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве».

Соучредитель и член Президиума Центрального совета Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь».

mpgu.su

Обухов Алексей Сергеевич - Психологическая газета

Кандидат психологических наук, доцент.

Профессор кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета. Ведущий научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Научный руководитель проекта «Лаборатория проектной и исследовательской деятельности» НИУ ВШЭ. Научный руководитель психологической службы и методист по экспериментальной работе лицея №1553 «Лицей на Донской». Научный руководитель и руководитель тьюторской службы ЧОУ «Хорошевская школа». Научный руководитель MILSET Vostok – отделения международной организации по поддержке научно-технического творчества молодежи, научной руководитель Международной исследовательской школы (IRS).

Соучредитель и член Центрального совета Президиума Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь», член Комиссии по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского при Президиуме РАН.

Главный редактор журнала «Исследователь/ Researcher». Член редакционных коллегий журналов «Преподаватель. XXI век», «Новые российские гуманитарные исследования», «Школьные технологии», «Исследовательская работа школьников», «Санат» (Казахстан).

Член Совета Московского психологического общества. Член Российского психологического общества, координатор секции «Развитие личности». Член Федерации психологов образования России, сопредседатель секций «Психология развития личности», «Психология исследовательского образования». Член Союза журналистов Москвы.

В 1998 г. окончил факультет педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета по специальности «Социальная педагогика с дополнительной специальностью психология». Дополнительно, за время студенческих лет, учился в «Школе жизни» Ш.А. Амонашвили. В 2001 г. окончил аспирантуру кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ. В период аспирантуры дополнительно обучался эволюционной психологии. В 2004-2007 гг. - докторант кафедры психологии развития МПГУ.

В 2001 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности личности в условиях традиционной преемственности русской деревни (на материале анализа этнического самосознания трех поколений жителей деревень Русского Севера)».

В 1990-2013 гг. - педагог дополнительного образования, методист Дома научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества.

С 1991 г. стоял у истоков основания и участвовал в становлении развитии экспериментальной школы «Донская гимназия» (основана в 1991 году) – ныне одна из лучших школ Москвы и России – лицей №1553 «Лицей на Донской». В 1995-2003 гг. - заместитель директора по социокультурной сфере и экспериментальной деятельности. Ведет в лицее исследовательскую специализацию «Социокультурная психология и антропология». Методист, педагог дополнительного образования. Научный руководитель психологической службы и методист по экспериментальной работе.

В 2000-2011 гг. – заместитель главного редактор журнала «Развитие личности».

С 2001 г. работает в Московском педагогическом государственном университете: доцент, заместитель заведующего по науке кафедры психологии развития, заместитель декана по научной работе факультета педагогики и психологии МПГУ; в 2010-2014 гг. - профессор, организатор и заведующий кафедрой психологии образования факультета педагогики и психологии; в 2012-2014 гг. – руководитель Научно-образовательного центра «Психологическое сопровождение образования» МПГУ; в 2014-2017 гг. - организатор и заведующий кафедрой психологической антропологии Института детства МПГУ, с 2017 г. - профессор кафедры.

В 2002 г. создал и стал главным редактором журнала «Исследовательская работа школьников», реорганизованного с 2009 г. в журнал «Исследователь/Researcher».

В 2010-2011 гг. - член Координационного совета при Правительстве Москвы по поддержке работы с одаренными детьми в городе Москве.

С 2017 г. работает в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики».

С 2017 г. - научный руководитель и руководитель тьюторской службы ЧОУ «Хорошевская школа».

Основные научные и практические интересы:

  • психология человека
  • возрастная психология
  • психология развития
  • психология образования
  • психология исследовательской деятельности
  • психологическая антропология
  • социокультурная психология и антропология
  • этнопсихология
  • историческая психология
  • нарративная психология
  • исследования психологии человек в контексте культуры (как культура во всей истории человечества в целом, так и культура отдельного народа; как культура локальной общности, так и культура отдельной семьи)

Круг исследовательских вопросов. Как взаимосвязан образ мысли с образом жизни? Особенности проявления и репрезентации самосознания человека во взаимосвязи с социокультурной средой развития и бытия. Как человеку представлен этот мир и как он с ним, исходя из своего мировоззрения, взаимодействует? Как человек меняется во времени - времени своей жизни, в своей памяти о себе в прошлом, в своих планах на будущее, в истории своего рода и народа?

Соавтор концепции развития исследовательского подхода в образовании. Руководит научной группой по социокультурной психологии и антропологии. Ежегодно организует экспедиционные выезды в различные этнические регионы России (Алтай, Бурятия, Башкирия, Карелия, Русский Север, Северный Кавказ и др.) и за рубеж (Армения, Мексика, Молдавия, Турция и др.) с участием лицеистов и студентов. Ряд научно-исследовательских экспедиций провел в рамках международных проектов совместно с коллегами из Института географии РАН и Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН.

Осуществляет научно-методическое руководство экспериментальной деятельностью в системе Департамента образования г. Москвы по развитию проектной и исследовательской деятельности учащихся; инициатор многих всероссийских и международных программ и проектов по развитию исследовательского подхода в образовании.

Гранты:

  • Грант РГНФ «Становление субъектной позиции учащихся в учебно-исследовательской деятельности» (06-06-00367а).
  • НИР «Исследование дидактических подходов к формированию инновационных исследовательских технологий в системе общего среднего и высшего педагогического образования» в рамках задания № 2014/119 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки РФ, 2014 – 2016.
  • ГК «Обеспечение методической и педагогической поддержки русских школ в странах СНГ путем организации совершенствования компетенции учителей русского языка» Россотрудничества, 2016.
  • ГК «Обеспечение методической и педагогической поддержки русских школ в странах СНГ путем организации совершенствования компетенции учителей-предметников» Россотрудничества, 2016.
  • Проект по субсидии Департамента образования городам Москвы по приоритетному направлению №16 «Разработка типовых модулей по научно-практическому образованию для образовательной программы общеобразовательных учреждений (5 модулей для образовательных учреждений, работающих по программам лицейского, гимназического образования)», 2013 год.

По приглашению ректора МПГУ академика А.Л. Семенова с 2014 г. вместе с Е.И. Булин-Соколовой, С.А. Ловягиным, К. Бренан, В. Фтенакисом участвует в модернизации педагогического образования на основе субъектно-деятельностного подхода, подразумевающего погружение студентов в непрерывную педагогического практику с рефлексивным анализом своих психолого-педагогических наблюдений, проб и действий, а также выведения студента на субъектную позицию по отношению к своему профессиональному развитию, профессиональным и жизненным выборам.

Инициатор и соруководитель первой в стране магистерской программы по визуальной антропологии детства. Соавтор первой в стране магистерской программы по STEM-образованию.

Читает курсы:

  • Погружение в новую педагогику
  • Введение в исследовательскую деятельность
  • Психолого-педагогическая антропология (для факультета начального образования)
  • Педагогика и психология (для дефектологического факультета)
  • Социокультурная психология и антропология детства
  • Психология возрастных субкультур

Конференции:

  • сопредседатель оргкомитета регулярной Общероссийской научно-практической конференции с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве»
  • председатель оргкомитета ежегодной Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики и социокультурной антропологии (2005-2014)
  • координатор конкурсной комиссии Смотра-конкурса проектов образовательных учреждений – участников движения «Москва на пути к культуре мира» (2002-2011)
  • член оргкомитета Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся, посвященного 175-летию Д.И. Менделеева
  • член оргкомитете Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок»
  • член оргкомитета, руководитель научной программы Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского
  • председатель большого жюри Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь»
  • председатель оргкомитета Межвузовской конференции молодых ученых «От детства к взрослости: вариации нормы и особенности развития» (2015-2017)

Основные публикации: более 400 работ, в том числе

  • Психология личности в контексте реалий традиционной культуры. – М., 2005
  • Развитие исследовательской деятельности учащихся. – М., 2006, 2015
  • Психология: учебник для бакалавров. – М., 2013, 2015 (в соавторстве)
  • Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для бакалавров. – М., 2014 (в соавторстве)
  • Введение в профессию: психолог образования. – М.: Юрайт, 2014, 2016 (в соавторстве)
  • Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2015, 2016, 2017 (в соавторстве)
  • Психология: учебник и практикум для СПО. — М.: Юрайт, 2016 (в соавторстве)
  • Психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2016 (в соавторстве)
  • Проектная и исследовательская деятельность в старшей школе: сборник программ дополнительного образования детей. - М.: Национальный книжный центр, 2015

Под редакцией А.С. Обухова издано более 30 книг и сборников, в том числе

  • Академик А.М. Обухов: жизнь в науке. - М., 2001
  • Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М., 2001
  • Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. - М., 2005
  • Исследовательская деятельность учащихся: Научно-методический сборник в двух томах. - М., 2007
  • Исследовательский подход в образовании: от теории к практике: Научно-методический сборник в двух томах. - М., 2009
  • Исследовательская деятельность учащихся от детского сада до вуза: Научно-методический сборник в двух томах. - М., 2010
  • Ребенок в истории и культуре. - М., 2010
  • Исследовательский подход в образовании: проблема подготовки педагога: Научно-методический сборник в двух томах. - М., 2012

psy.su

Обухов Алексей Сергеевич - пользователь, сотрудник

Обухов Алексей Сергеевич - пользователь, сотрудник | ИСТИНА – Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных

Обухов Алексей Сергеевич пользователь

кандидат психологических наук с 2001 года
доцент по кафедре с 17 мая 2007 г.
ГБОУ лицей №1553 имени В.И. Вернадского
Соавторы: Абдуллина Л.Ф., Богуславская Т.Н., Буренина А.И., Васюкова Н.Е., Григорьева Г.Г., Касаткина Е.И., Комарова Н.М., Кочемасова Е.Е., Кубышева М.А., Леонтович А.В., Лыкова И.А., Овчинникова Ю.С., Петерсон Л.Г. показать полностью..., Протасова Е.Ю., Родина Н.М., Рунова М.А., Рыжова Н.А., Савенков А.И., Суздальцева Л.В., Трифонова Е.В., Тютюнникова Т.Э., Ушакова О.С., Швецова М.Н., Бабиева Н.С., Казенная Е.В., Конрад И.С., Леванова Е.А., Мухина В.С., Некрасова А.А., Плешаков В.А., Пушкарева Т.В., Савина Т.А., Сахарова Т.Н., Тарабакина Л.В., Ткаченко Н.В., Хвостов К.А., Чурилова Е.Е.
6 статей, 2 книги, 4 доклада на конференциях, 2 членства в редколлегиях журналов, 2 диссертации
Количество цитирований статей в журналах по данным
РИНЦ:
IstinaResearcherID (IRID): 10919412

Деятельность стиль:  обычный | ГОСТ | plain | abbrv | acm | alpha | amsalpha | amsplain | apalike | ieeetr | siam


  • Статьи в журналах
      • 2012 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ «ПРОФИЛАКТИКА САМОРАЗРУШАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
      • ЛЕВАНОВА Е.А., ТАРАБАКИНА Л.В., БАБИЕВА Н.С., ОБУХОВ А.С., ПЛЕШАКОВ В.А.1, ПУШКАРЕВА Т.В., САВИНА Т.А., САХАРОВА Т.Н., КАЗЕННАЯ Е.В.
      • в журнале Преподаватель XXI век, том 1, № 3, с. 175-190
  • Статьи в сборниках
  • Книги
      • 2012 Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий»
      • Абдуллина Л.Э., Богуславская Т.Н., Буренина А.И., Васюкова Н.Е., Григорьева Г.Г., Касаткина Е.И., Кочемасова Е.Е., Кубышева М.А., Лыкова И.А., Мякишева Н.М., Некрасова А.А., Обухов А.С., Петерсон Л.Г., Попова М.Н., Протасова Е.Ю., Родина Н.М., Рунова М.А., Рыжова Н.А., Савенков А.И., Суздальцева Л.В., Трифонова Е.В., Тютюнникова Т.Э., Ушакова О.С., Швецова М.Н., Щербаков В.П.
      • место издания Цветной мир Москва Москва, ISBN 978-5-4310-0052-3, 240 с.
      • 2012 Примерная основная общеобразовательная программа «Мир открытий»
      • Абдуллина Л.Э., Богуславская Т.Н., Буренина А.И., Васюкова Н.Е., Григорьева Г.Г., Касаткина Е.И., Кочемасова Е.Е., Кубышева М.А., Лыкова И.А., Мякишева Н.М., Обухов А.С., Петерсон Л.Г., Попова М.Н., Протасова Е.Ю., Родина Н.М., Рунова М.А., Рыжова Н.А., Савенков А.И., Суздальцева Л.В., Трифонова Е.В., Тютюнникова Т.Э., Ушакова О.С., Швецова М.Н., Щербаков В.П.
      • место издания Цветной мир Москва Москва, ISBN 978-5-4310-0055-3, 320 с.
  • Доклады на конференциях
  • Участие в редколлегии журналов
  • Руководство диссертациями
      • 2012 ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ САМОСОЗНАНИЯ В ЛИЧНЫХ ДНЕВНИКАХ СОВРЕМЕННЫХ ДЕВУШЕК
      • Кандидатская диссертация по специальности 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии (психол. науки)
      • Автор: Чурилова Е.Е., к.псх.н., Московский Педагогический Государственный Университет
      • Научный руководитель: Обухов А.С., к.псх.н., доц.
      • Защищена в совете Д 212.154.12 при Московский Педагогический Государственный Университет, Кафедра психологии развития
      • Ведущая организация: Учреждение Российской академии образования «Психологический институт»
      • Оппоненты: доктор психологических наук, Виктор Иванович; доктор психологических наук профессор Слободчиков, Лидия Бернгардовна профессор Шнейдер, член-корреспондент РАО
  • Диссертация
      • 2001 Психологические особенности личности в условиях традиционной преемственности русской деревни (на материале этнического самосознания трех поколений жителей деревень Русского Севера)
      • Кандидатская диссертация по специальности 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии (психол. науки)
      • Автор: Обухов А.С., к.псх.н., доц.
      • Научный руководитель: Мухина В.С., д.псх.н., проф., акад. РАО, Московский Педагогический Государственный Университет
      • Защищена в совете Д 212.154.12 при Московский Педагогический Государственный Университет, Кафедра психологии развития
      • Организация, в которой выполнялась работа: Московский Педагогический Государственный Университет

istina.msu.ru

Обухов, Александр Михайлович — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 февраля 2018; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 февраля 2018; проверки требуют 8 правок.

Алекса́ндр Миха́йлович Обу́хов (5 мая 1918, Саратов — 3 декабря 1989, Москва) — советский геофизик, академик АН СССР (1970, членкор с 1953), организатор и директор (1956—1989) Института физики атмосферы, ныне носящего его имя. Профессор МГУ. Лауреат Государственной премии СССР (1990, посмертно).

Родился в Саратове. Отец — Михаил Михайлович Обухов — один из учредителей Высших сельскохозяйственных курсов в Саратове (ныне Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова). Мать — Вера Вячеславовна Обухова (Бобохова). Дядя — Владимир Михайлович Обухов — д.э.н., директор Института экспериментальной статистики и статистической методологии.

Работать А. М. Обухов начал с 16-ти лет, поступив весной 1934 года на работу в Институт по изучению засухи и суховеев (Саратов) в качестве наблюдателя-актинометриста. Работал до осени 1935 г., а затем продолжал работать в метеорологических учреждениях в летнее время, будучи уже студентом. Несколько лет учился в Саратовском университете. С 4-го курса переводится на механико-математический факультет МГУ (кафедра теории вероятностей), закончив его в 1940, а затем — аспирантуру НИИ математики при МГУ (1941).

Старший специалист по метеорологии Московской геофизической обсерватории (Московская обл., 1939—1940). Старший научный сотрудник математического отдела (1940—1943), докторант (1943—1945) Института теоретической геофизики АН СССР (Москва). Старший научный сотрудник, зав. лабораторией (1946—1956) Геофизического института АН СССР. Директор Института физики атмосферы АН СССР (1956—1989). Профессор (1961—1980), заведующий кафедрой физики атмосферы (1971—1980) физического факультета МГУ[1].

Доктор физико-математических наук (1948, кандидат 1941), докторская — «Статистическое описание непрерывных полей»[1]. Внес значительный вклад в физику атмосферы, геофизическую гидродинамику, теорию турбулентности. Является одним из создателей, совместно с А. Н. Колмогоровым, теории мелкомасштабной турбулентности. Имя Обухова носит ряд законов и параметров в этой области физики.

Председатель Научного совета АН СССР «Исследования по теории климата Земли и планет» (1988—1989). Зам. председателя Научного совета по государственной (общеакадемической) программе фундаментальных исследований «Исследование мирового океана, атмосферы и поверхности суши, рациональное использование их ресурсов» (1988—1989). Председатель Комиссии по физике атмосферы АН СССР (1955), Экспертной комиссии по присуждению премии им. А. А. Фридмана (1971—1989).

Главный редактор журнала "Известия АН СССР. Серия «Физика атмосферы и океана» (1964—1989). Вице-президент международной ассоциации метеорологии и физики Земли и атмосферы при Международном союзе геодезии и геофизики (1957). Почетный член Королевского метеорологического общества Великобритании (1967). Член Национального географического общества США (1966), Геофизического союза США (1967).

Был одним из академиков АН СССР, подписавших в 1973 году письмо учёных в газету «Правда» с осуждением «поведения академика А. Д. Сахарова». В письме Сахаров обвинялся в том, что он «выступил с рядом заявлений, порочащих государственный строй, внешнюю и внутреннюю политику Советского Союза», а его правозащитную деятельность академики оценивали как «порочащую честь и достоинство советского ученого» [1], [2] (см. также[2]).

А. М. Обухов скончался в 1989 году в Москве, вскрытие показало рак легкого. Похоронен на Троекуровском кладбище[3]. В панихиде принимал участие А. Д. Сахаров[2][4].

Семья[править | править код]

  • Жена — Людмила Алексеевна Обухова (Матерова) (1916—2005).

Дети:

  • Ирина Александровна Обухова-Алексеева (1945—2016), климатолог;
  • Сергей Александрович Обухов (1950 г.р.), океанолог.

Внуки:

  • Алексей Сергеевич Обухов (1975 г.р.), психолог, профессор, организатор кафедры психологии образования и кафедры психологической антропологии МПГУ; ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ.
  • Полина Сергеевна Обухова (1979 г.р.), биохимик, сотрудник Института биоорганической химии им. академиков М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова РАН.

Правнуки:

  • Ангелина (2005 г.р.), Марфа (2011 г.р.), Пётр (2014 г.р.)
  • «О статистическом описании общей циркуляции атмосферы» (соавт., 1964)
  • «Системы гидродинамического типа и их применение» (соавт., 1981)
  • Обухов А. М. Турбулентность и динамика атмосферы «Гидрометеоиздат» 414 стр. 1988 ISBN 5-286-00059-2

ru.wikipedia.org

Обухов, Алексей Александрович — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 мая 2017; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 мая 2017; проверки требуют 8 правок.

Алексе́й Алекса́ндрович О́бухов (род. 12 ноября 1937 (1937-11-12), Москва) — советский дипломат и искусствовед, почётный член Российской академии художеств.

Отец — Обухов Александр Иванович, управляющий трестом Союзлифтмонтаж Минмонтажспецстроя СССР.

Выпускник МГИМО, кандидат исторических наук, член-корреспондент Международной Академии Информатизации, он вошел в историю современной российской дипломатии прежде всего как переговорщик экстра-класса. С 1971 года Обухов — участник советско-американских переговоров по вопросам ограничения и сокращения стратегических вооружений (переговоры по ОССВ, СНВ-1, СНВ-2) и о запрещении ядерных испытаний. В 1987 году он был главой советской делегации на переговорах с США по ограничению и сокращению ядерных вооружений, подготовил Договор по ракетам средней и меньшей дальности (Договор по РСМД), официально подписанный в декабре 1987 г. в Вашингтоне президентами СССР и США М. С. Горбачевым и Р. Рейганом.

В 1988—1989 годах Обухов — начальник Управления США и Канады МИД СССР. В 1990—1991 — заместитель министра иностранных дел СССР, курировал вопросы отношений с США и тематику разоружения, внёс неоценимый вклад в формирование партнерских и добрососедских, подлинно деловых и равноправных отношений с Америкой.

В 1992—1996 годах Обухов — первый Посол новой России в Дании. За эти годы им было немало сделано для укрепления российско-датских отношений, а точнее — для реального становления отношений между нашей страной и Данией после долгого периода застоя. Это был период, когда торжественно праздновалось 500-летие Договора о любви и дружбе между Данией и Россией, которые за всю историю ни одного дня не воевали друг с другом. Были налажены связи в том числе с представителями бизнеса, политиками, деятелями культуры, науки, с датским королевским двором, с постоянно проживающим в Дании представителем Дома Романовых князем Димитрием Романовичем Романовым и его братом Николаем Романовичем Романовым, главой Дома Романовых, с представителями первой эмигрантской волны, в том числе Татьяной Ладыженской и нашими соотечественниками, с благотворительными организациями Датского Королевства.

С 1997 года А. А. Обухов — Посол по особым поручениям МИД России. В 1997—2003 годах — глава официальной государственной Делегации России на российско-литовских переговорах о российско-литовской государственной границе, подготовил к подписанию межгосударственный Договор о российско-литовской границе (подписан Президентами РФ и Литвы в октябре 1997 года, вступил в силу в августе 2003 года). В 1999—2002 годах — Полномочный Представитель РФ в ранге посла в Совете государств Балтийского моря (СГБМ), и Председатель Комитета старших должностных лиц в Совете Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР). С 01.02.2003 года и по настоящее время — Председатель Государственной комиссии по пограничным переговорам с Литовской Республикой МИД России.

Обухов известен и как крупный учёный, философ и политолог, художественный критик и искусствовед.

Сын: Обухов, Платон Алексеевич.Жена- Ольга Ивановна Обухова

За свою работу в МИД России Обухов награждён двумя Орденами Трудового Красного Знамени. В 2002 года за «многолетнюю добросовестную работу в системе Министерства иностранных дел и в связи с 200-летием МИД России» был награждён Почётной Грамотой.

Автор книг:

  • «Философия политического насилия»
  • «Советская внешняя политика мира в свете идей XXV съезда КПСС»
  • «Социалистическая политика мира: теория и практика»
  • «На пути к военной разрядке»
  • «Советско-американские отношения: прошлое и настоящее» (на английском языке)
  • «Опасный шаг» (на английском языке)
  • «Эдвард Теллер: наследие термоядерной бомбы».
  • Соавтор книги «Ядерное нераспространение: краткая энциклопедия». М, Росспэн, 2009. ISBN 978-5-8243-1130-3.
  • Соавтор книги «Россия-Дания: художники монарших дворов» (выпущена Российской академией художеств с предисловием Зураба Церетели).

Автор статей в журналах «Индекс безопасности» (журнал ПИР-Центра политических исследований России) и «Собрание шедевров» Института искусствознания.

ru.wikipedia.org


Смотрите также