"Старость не защищает от Любви,
но Любовь защищает от старости"

© Коко Шанель

Синдром аспергера у детей симптомы


Синдром Аспергера у детей: симптомы, фото и диагностика

Синдром Аспергера у детей представляет собой нарушение развития, которое проявляется в трудностях социального взаимодействия, но с сохранением нормальных когнитивных способностей. Болезнь часто ошибочно принимается за аутизм. Эти заболевания имеют значительные различия, поэтому важно правильно поставить диагноз, обнаружив нарушения поведения у ребенка.

Что такое синдром Аспергера?

Патология проявляется в раннем возрасте и остается с человеком на всю жизнь, но по мере взросления проявления и признаки синдрома Аспергера сглаживаются

Синдромом называется комплекс симптомов, присущих тому или иному нарушению. Синдром Аспергера относится к пяти общим нарушениям развития и существенно осложняет жизнь человеку, поэтому должен быть выявлен своевременно. Лечение направлено на смягчение симптоматики, универсальной схемы терапии нет, она подбирается индивидуально для каждого пациента. При синдроме Аспергера у детей наблюдаются трудности во взаимодействии с другими людьми, серьезные проблемы из-за непонимания в школьной деятельности, проблемы в контактировании с семьей.

Справка! По международной классификации болезней нарушение обозначается кодом F84.5, и относится к расстройствам психологического развития. Психиатры часто используют другую классификацию, согласно которой синдром Аспергера относят к расстройствам аутистического спектра.

При синдроме Аспергера у детей симптомы во многом напоминают аутизм, что часто становится причиной неправильной постановки диагноза. Главное отличие этих двух психологических нарушений – это нормальные когнитивные способности и отсутствие отставания в развитии при синдроме Аспергера.

Если малыши с аутизмом часто испытывают речевые проблемы, при синдроме Аспергера таких нарушений не наблюдается, кроме эхолалии в раннем возрасте.

По статистике, с синдромом чаще сталкиваются дети мужского пола. Патология впервые проявляется в раннем возрасте, диагностировать нарушение можно в среднем в 4-6 лет. На 10000 здоровых детей приходится около 20 человек с этим нарушением, и мужчин среди них в два раза больше, чем женщин.

Синдром остается с человеком на всю жизнь, поэтому важно своевременно выявить нарушение и начать лечение для дальнейшей адаптации ребенка в социуме. Как правило, по мере взросления проявления и признаки синдрома Аспергера у детей сглаживаются, и во взрослом возрасте могут быть слабо выражены, однако болезнь накладывает отпечаток на всю жизнь человека, осложняя взаимодействие с окружающими людьми.

Причины нарушения

У детей со значительным недовесом при рождении в дальнейшем существует риск развития синдрома Аспергера

Точные причины развития этой патологии неизвестны. Предположительно, синдром может быть обусловлен:

  • генетическими мутациями;
  • генетической предрасположенностью;
  • возрастом родителей;
  • биологическими нарушениями.

Некоторые врачи склоняются к тому, что болезнь является следствием генетической мутации. Это объясняет, почему у совершенно здоровых людей могут рождаться дети с этим нарушением. Генетическая предрасположенность также остается под вопросом, однако примерно в 40% случаев у родителей больного ребенка выявляются какие-либо нарушения, включая и сам синдром Аспергера.

Достаточно противоречивой является теория о том, что возраст родителей влияет на риск развития расстройств аутистического спектра у малыша, однако она не была ни подтверждена, ни опровергнута. Согласно этой теории, чем старше родители, тем выше риск рождения ребенка с таким нарушением. Кроме того, важная роль отводится течению беременности (сильный токсикоз, преждевременные роды), и весу рожденного ребенка. Так, у детей со значительным недовесом существует риск этого заболевания. Тем не менее большинство врачей относят старший возраст родителей и недовес малыша к факторам риска, а не причинам развития болезни.

При синдрома Аспергера имеют место биологические нарушения в головном мозге, однако их роль в развитии расстройств аутистического спектра также точно не изучена. Так, существует мнение, что причиной нарушения является аномальная миграция клеток и развитие нейронных связей между лобными долями мозга и лимбической системой. Эти отделы отвечают за способность испытывать яркие эмоции.

Как проявляется синдром?

Симптомы этого расстройства аутистического спектра можно поделить на несколько крупных групп:

  • социальные нарушения;
  • коммуникативные нарушения;
  • поведенческие нарушения;
  • нарушения моторики;
  • нарушения воображения и эмпатии.

Как видно, когнитивные нарушения в перечень основных проявлений синдрома не входят. У детей с синдромом Аспергера зачастую не выявляется нарушений умственного развития. Речевые нарушения проявляются только эхолалией, других дефектов при синдроме Аспергера не выявляется.

Необходимо подробнее рассмотреть проявления и признаки синдрома Аспергера у детей, чтобы суметь своевременно выявить нарушение и обратиться за помощью к специалисту.

Социальные нарушения

Большой проблемой для детей с этим синдромом становятся насмешки сверстников

Дети с синдромом Аспергера испытывают сильные трудности при общении со сверстниками. В первую очередь, проблема проявляется в вопросах этикета, которому дети не следуют. При общении со сверстниками серьезную проблему составляет невозможность нормально реагировать на дружеское поддразнивание и невозможность отличить такой стиль общения от оскорблений.

Детям с таким расстройством сложно дается резкая смена деятельности, однако они не испытывают трудностей с длительной монотонной работой.

Обратите внимание! При синдроме Аспергера человек хочет общаться с другими людьми, однако не может наладить контакт, что особенно остро проявляется у ребенка в возрасте 4-6 лет, когда наиболее важно социальное взаимодействие и общение со сверстниками.

Серьезной проблемой для малышей с этим синдромом становятся насмешки. Из-за специфики их выражения эмоций, они часто подвергаются травле от сверстников, что может еще больше усугубить ситуацию и ухудшить и без того слабые навыки социального взаимодействия.

Проблемы с коммуникацией

Коммуникативные нарушения проявляются следующими признаками:

  • проблема с определением скрытого смысла прочитанного или сказанного другим человеком;
  • непонимание юмора;
  • сложности с восприятием идиом;
  • дети плохо воспринимают факты и используют их в контексте;
  • проблемы с ведением диалога.

При всем этом, у детей достаточно обширный словарный запас, что может еще больше осложнять общение, так как проблемы с пониманием и восприятием конкретных фактов могут маскироваться за красноречием и длинными витиеватыми фразами.

Юмор и идиомы очень сложно воспринимаются детьми с синдромом Аспергера. Такие дети не распознают невербальных сигналов при общении, например, изменение мимики или жестикуляцию. Кроме того, у людей с таким нарушением наблюдаются проблемы в ведении диалога. Дети часто не могут поддержать беседу, поэтому общение превращается в монотонный монолог без эмоциональной окраски, так как ребенок просто не дает собеседнику вставить слово. Другая крайность – крайне скудная речь в общении с другим человеком. Ребенок изъясняется короткими предложениями, по возможности старается свести беседу к минимуму, ограничившись короткими фразами.

Иногда дети наоборот, говоря много и очень быстро, что затрудняет понимание их речи. Малыши в 3-4 года с синдромом Аспергера демонстрируют эхолалию, то есть автоматически повторяют слова собеседника, не осознавая их смысл.

Поведенческие нарушения

Дети с синдромом Аспергера отличаются зацикленностью на чем-то определенном, поэтому круг их интересов довольно узок

Распознать нарушение можно по специфическому поведению, склонности к зацикливанию на определенной теме и узкой сфере интересов у ребенка. Типичные проявления поведенческих нарушений:

  • необходимость самостимуляции;
  • склонность к упорядочиванию и структурированию;
  • ограниченность интересов.

Самостимуляция проявляется в необходимости совершения таких действий, как раскачивание, кивание, хлопанье, махи руками. Эти действия имеют особое значение для ребенка, позволяя ему удерживать внимание, контролировать эмоции либо успокаиваться.

Дети с таким нарушением испытывают потребность в упорядочивании и структурировании всего в свой жизни. Им необходим строгий порядок, что проявляется в особенностях организации своего пространства. Типичным проявлением такой необходимости является раскладывание конструктора по цветам. При этом если что-то нарушает порядок, установленный малышом, ребенок испытывает сильную тревогу и необходимость снова все вернуть на свои места. Необходимость порядка также проявляется в том, что малышу нужно принимать пищу в одно и то же время, гулять и отходить ко сну по расписанию. При этом любые изменения в привычном порядке вызывают тревогу и сильное расстройство.

Дети с синдромом Аспергера отличаются зацикленностью на определенном предмете, поэтому круг их интересов достаточно ограничен. В юном возрасте пациенты проявляют интерес к типично-детским объектам – динозаврам, НЛО, железным дорогам и автомобилям. При этом интерес сохраняется в течение нескольких недель, а затем сменяется другим увлечением. Как правило, новое увлечение полностью поглощает все внимание ребенка еще на несколько недель.

Координация движений

Одним из сопутствующих симптомов расстройства выступает некоторая неуклюжесть и нарушение координации движений. Детям с такой патологией сложно дается выполнение действий на развитие мелкой моторики пальцев рук.

В более старшем возрасте неуклюжесть распространяется на занятия спортом. Ребенку сложно освоить езду на велосипеде, справиться с дверным замком или открыть небольшую жестяную коробку. Неуклюжесть проявляется в походке – дети часто раскачиваются или шаркают ногами при ходьбе. У некоторых больных очень неразборчивый почерк, в то время как другие дети могут испытывать трудности с таким простым действием, как завязывание шнурков.

Воображение и эмпатия

Дети с синдромом Аспергера не лишены художественного воображения полностью, однако часто испытывают трудности в моделировании ситуаций. Серьезную проблему составляет полное отсутствие эмпатии, что по сути и является причиной коммуникативных нарушений. Ребенку сложно почувствовать и понять эмоции и чувства другого человека, что вызывает сложности при общении с другими людьми.

Осложнения и последствия

Склонность к депрессии – одно из осложнений у ребенка при синдроме Аспергера

Синдром Аспергера должен быть своевременно выявлен. Важно направить максимум усилий, чтобы сгладить симптоматику нарушения и повысить коммуникативные навыки человека.

Как правило, с возрастом симптоматика сглаживается. Повторное обследование взрослого человека часто не подтверждает диагноз, однако коммуникативные отношения и проблемы социального взаимодействия остаются и могут сильно осложнять жизнь.

Некоторые пациенты с таким синдром достаточно успешно адаптируются в социуме с возрастом, покидают родительский дом и заводят детей.

Среди потенциальных последствий синдрома:

  • тревожные расстройства;
  • фобии;
  • неврозы;
  • склонность к депрессии;
  • суицид.

Минимизировать такие осложнения позволяет ранняя диагностика и лечение синдрома Аспергера у детей.

Диагностика

Диагностировать болезнь удается в возрасте 2,5 лет и старше. Как правило, яркая симптоматика проявляется у детей начиная с 4 лет, когда ребенок начинает пытаться взаимодействовать с окружающими. Диагноз ставится на основании ряда тестов, однако ни одно из рекомендованных исследований не может стопроцентно отличить синдром Аспергера от других расстройств аутистического спектра у детей. Диагноз ставится с помощью тестов и опросников, однако дополнительно следует сделать ЭЭГ и МРТ головного мозга для исключения органических патологий.

Особенности лечения

Назначенную врачом дозу употребляют утром или вечером раз в сутки, на усвоение препарата пища не влияет

Лечение синдрома Аспергера у детей включает медикаментозную и немедикаментозную терапию. Медикаментозное лечение направлено на устранение сопутствующих нарушений (невроз, депрессия). В терапии применяют атипичные нейролептики, антидепрессанты третьего поколения. К примеру, для уменьшения поведенческих нарушений нередко используют препараты Золофт, Прозак.

Основное направление лечения – это немедикаментозная терапия. При этом нарушении показаны:

  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • лечебная физкультура;
  • соблюдение режима дня.

Работа с психотерапевтом позволяет малышу научиться заводить друзей и лучше понимать других людей. Как правило, своевременное выявление этого нарушения и адекватная терапия позволяют лучше управлять своими эмоциями.

Родителям следует много времени уделять ребенку и правильно общаться с малышом. Так как такие дети не принимают идиом и метафор, речь должна быть построена таким образом, чтобы у ребенка не возникло сложностей с правильным трактованием смысла.

Малышам необходим точный режим дня, любые изменения графика могут вызывать у них чувство тревоги. Несмотря на то что вылечить нарушение полностью нельзя, раннее выявление проблемы и правильный подход к воспитанию со стороны родителей позволяют со временем адаптироваться в обществе. Родителям следует знать, что дети с синдромом Аспергера часто проявляют таланты в разных сферах, что позволяет им добиться успеха, однако в то же время у них есть риск попасть под чужое влияние, так как они зачастую легко поддаются внушению.

mozg.expert

Симптомы и лечение синдрома Аспергера у детей

Синдром Аспергера – это довольно неоднозначное расстройство, которое становится предметом множественных научных споров. Одни ученые рассматривают его как проявление аутизма и не считают правильным выделять как отдельное заболевание. Другие и вовсе не воспринимают его как патологию, а характеризуют нестандартным и отличительным поведением.

Знакомство с болезнью

Синдром Аспергера представляет собой психическое расстройство, характеризующееся, прежде всего, проблемами социальной адаптации и стереотипным поведением, но не сопровождающееся умственной отсталостью и речевым недоразвитием. В отдельных случаях такие больные, наоборот, обладают высоким интеллектуальным уровнем.

Впервые о синдроме услышали в середине 20 века, когда австрийский психиатр, педиатр Ганс Аспергер исследовал и описал четырех детей с проблемами социального взаимодействия. Они испытывали сложности в налаживании бессловесного контакта с людьми, отличались эмоциональной скупостью и неспособностью сопереживать другим, а также проявляли некоторую неуклюжесть в движениях.

Кроме того, симптомы данного расстройства проявлялись и у самого его первооткрывателя.

Обнаруженный синдром врач обозначил как аутистическая психопатия. Он рьяно и подобострастно защищал свои «находки», говоря о том, что люди с аутистической психопатией, пройдя через большие трудности в детстве, занимают определенную ячейку в обществе и вносят свой вклад в его развитие. Ученый считал, что такие больные обладают особым складом мышления и в дальнейшем могут достичь значительных высот.

В 90-х годах расстройству было присвоено его современное название: синдром Аспергера. Понятие выделили в самостоятельный диагноз и сформулировали его основные критерии.

В настоящее время Международная классификация болезней отвергает этот термин. Расстройство зашифровано под кодом «Шизоидное расстройство детского возраста».

Одна из теорий возникновения заболевания основана на наследственном факторе. Считается, что, если у ребенка имеются больные родственники, особенно отец, у него есть повышенный риск заработать расстройство.

Предполагается, что еще внутриутробно под воздействием тератогенных, то есть разрушающих, факторов, у плода формируются аномалии и пороки развития. Они приводят к патологической миграции эмбриональных клеток, вызывающих изменения в структуре головного мозга. Последние, в свою очередь, нарушают нейронные пути, отвечающие за мышление и поведение.

 Эволюция симптомов

Синдром Аспергера у детей проявляется еще в раннем возрасте. Расстройство диагностируется чаще у мальчиков. Соотношение случаев синдрома среди мальчиков и девочек соответствует 2:1.

Синдром Аспергера или, как его еще называют, синдром Инопланетянина относят к расстройствам аутистического спектра. Болезнь считают наиболее благоприятной и функциональной его формой и нередко называют высокофункциональным аутизмом.

Однако, несмотря на это, многие аспи, как они сами себя прозвали, очень обижаются, когда их причисляют к аутистам.

Болезнь начинает развиваться еще в младенческом возрасте, но в этот период ее достаточно сложно диагностировать. Это связано с тем, что расстройство проявляет себя через социальные коммуникации, а этому возрасту они еще не свойственны.

Среди косвенных проявлений расстройства в младенчестве можно выделить:

  • проблемы со сном – дети плохо засыпают и спят беспокойно. Сон их поверхностный и чуткий, они реагируют на каждый звук и шорох. Ночью спят мало;
  • чрезмерное спокойствие либо, наоборот, повышенная подвижность;
  • слишком капризны;
  • привередливы в еде;
  • отставание в психомоторном развитии. Ребенок медленно осваивает главные навыки: хождение, приучение к горшку, элементарные игры.

Более явно признаки синдрома проявляются в раннем дошкольном возрасте, когда ребенок идет в сад, начинает более тесно контактировать с другими детьми. Здесь обращает на себя внимание поведение малыша. В группе или на детской площадке можно наблюдать картину, когда все дети играют вместе либо небольшими группами, а один ребенок находится в стороне, обособленно от других.

Он не проявляет интереса к другим деткам, не стремится вовлечься в их игры и общение. Такому ребенку трудно взаимодействовать со сверстниками. Даже совместная деятельность с родителями дается им с трудом.

У детей с синдромом Аспергера слабо развита жестикуляция и мимика. Если большинство ребятишек старше годовалого возраста в ответ на приветственный взмах рукой взрослого повторяют за ним этот жест, то у маленьких аспи этого не происходит. Им сложно устанавливать контакт глаза в глаза, мимика их очень бедная. Они очень чувствительны к прикосновениям других людей – чужие касания для них неприятны и вызывают негативные эмоции.

Дети-аспи с трудом воспринимают режим в детском саду. Кормить их в определенное время или укладывать спать становится настоящей проблемой. Родителей они отпускают с трудом, плачут и цепляются за них.

Девушка с синдромом Аспергера, будучи взрослой, вспоминает свое пребывание в садике как адскую пытку. Она практически все время сидела на одном месте или смотрела в окно. Ей сложно было понять правила, которым нужно следовать, и это раздражало ее. Если кто-то прикасался к ней, это приводило ее в ужас.

Игры других детей она не понимала. То, над чем смеялись они, у нее не вызывало подобных эмоций. Именно в садике она впервые почувствовала себя инопланетянином. Создавалось впечатление, что ее высадили на незнакомой планете с чужой культурой, обычаями и традициями.

Школьный возраст

Взрослея, ребенок-аспи постепенно улавливает смысл общения детей друг с другом и стремится также вступить в это игру. Однако его социальная незрелость становится препятствием на этом пути. Поэтому ребенок устанавливает коммуникативные связи через имитацию поведения других детей. И у некоторых это получается довольно искусно. А если имитируемое лицо – просто предмет для подражания, то все складывается вполне удачно.

Проблема возникает, когда у подростка-аспи появляется тенденция копировать поведение «плохого парня».

Со временем дети с Аспергером способны не только улучшать свои социальные навыки, но и приобретать негативные свойства. Одно из них – психологическая защита в виде злости или высокомерия, которая впоследствии способна перерасти в физическую агрессию. Такая реакция возникает в ответ на гонения и издевательства, которым подвергаются некоторые дети с синдромом в силу своего нетипичного поведения.

В целом, в более старшем возрасте таким детям удается наладить искренние, дружеские отношения со сверстниками. Но, учитывая их категоричность в отношении дружбы, выбор товарищей подвергается тщательному отбору.

Типичные признаки

Считается, что «любимый» возраст проявления синдрома – 6 лет и 2 месяца. В этот период у детей уже активно формируется речь, интересы и социальные взаимодействия, привязанности.

Для аспи характерна так называемая социальная неуклюжесть. Их эмоциональная бедность, неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям, неумение слушать собеседника вызывает трудности в построении взаимоотношений.

Сложностей добавляет неумение устанавливать невербальный контакт, то есть с помощью мимики, языка тела и жестов. Поэтому такие дети сложно налаживают контакт со сверстниками. Здесь возможно два варианта: либо ребенок вообще не взаимодействует с другими детьми, либо формируется однобокое общение, когда ребенок-аспи высказывает собеседнику свои мысли, рассказывает о своих интересах, но совсем не слушает товарища, не дает ему вставить слово. Со стороны такое поведение выглядит как проявление эгоизма и бесчувственности.

Иногда такие дети вполне способны заводить приемлемые беседы, но только с отдельными лицами, которые оказались у них в любимчиках.

Речь у ребенка с синдромом Инопланетянина формируется в срок и развивается вполне нормально, в отдельных случаях превосходя ее уровень у обычных детей. Такие малыши обладают богатым словарным запасом с литературным оттенком, из-за чего их речь называют академической. К тому же многие из них достаточно словоохотливы.

Однако речь не лишена и некоторых недочетов. Часто страдает интонационная её сторона, она может быть слишком громкой и резкой, быстрой, вскрикивающей. Темы разговора сменяются внезапно, без смысловых переходов.

Наблюдается монологичное, однобокое словотечение. То есть, ребенок изрекает длительный монолог, не следя за тем и не понимая, интересно ли это собеседнику. Порой это приводит к тому, что до слушателя смысла сказанного не доносится.

Несмотря на богатую речь, дети-аспи лишены возможности понимания и восприятия абстрактности высказывания. Они не воспринимают юмор и иронию. Даже если логически они понимают, что это смешно, они не испытывают привычного удовлетворения и наслаждения смехом и шутками. Любой текст они воспринимают буквально, не способны «читать между строк» и увидеть скрытый смысл.  

Девушка рассказывала, что в детстве она прочла множество брошюр с анекдотами и юмористическими история, которые затем рассказывала своим родственникам. Таким образом она пыталась понять, что является для людей смешным.

Когнитивные и двигательные особенности 

Проблем с интеллектом у детей с синдромом Аспергера нет. Обычно он соответствует возрасту или даже превышает возрастную норму. Память достаточно хорошо развита, но страдает зрительно-пространственное восприятие.

Отличает ребенка с синдромом Аспергера узкая, специфическая направленность интересов. Ребенок может глубоко изучать марки пылесосов или исторических личностей. Штудирует всю информацию по интересующему его вопросу, обладает сверхзнаниями. Такая заинтересованность становится маниакальной.

То, что не вызывает у ребенка любопытства, воспринимается им с неохотой и трудно запоминается. В этом случае процесс приходится строго контролировать.

Очень часто, несмотря на огромный багаж знаний, ребенок не может их применить по существу.

Дети с синдромом Аспергера выделяются стереотипностью поведения. Это могут быть повторяющиеся движения рук, головы или тела. Для них свойственна выработка определенных ритуалов. Их нарушение выбивает ребенка из привычного ритма и способно привести к нервному срыву.

Они неуклюжи и плохо координированы. Часто их узнают по шаткой, неустойчивой походке. У них возникают трудности с сохранением равновесия, из-за чего такие навыки, как езда на велосипеде или роликах, даются им с трудом. Во время бега их положение тела нетипичное, они способны долго сохранять неудобную позу.

Мелкая моторика развивается с опозданием. Например, дети-аспи позже обучаются таким элементарным действиям, как завязывание шнурков или застегивание пуговиц. Письмо также осваивается с запозданием, почерк у них непонятный и неаккуратный.

В поведении детей при синдроме Аспергера проявляются различные фобии. Но, наряду с этим, у них слабо развит инстинкт самосохранения и ощущение опасности.

Диагностика и лечение

Золотое правило в лечении расстройства: чем раньше оно диагностировано, тем плодотворнее и удачнее его лечение. Благодаря своевременной терапии многие дети способны нормально жить и функционировать в обществе.

Проблема диагностики заключается в том, что нередко синдром Аспергера принимают за другое расстройство:

  • дефицит внимания;
  • классический аутизм;
  • шизотипическое расстройство личности;
  • ОКР;
  • последствия энцефалита.

Интересно, что, например, при ОКР навязчивости угнетают больного и приносят ему массу неудобств. Тогда как при синдроме Аспергера ребенок может вполне мирно существовать со своими компульсиями, испытывая от них удовольствие.

Поэтому следует помнить, что правильный диагноз способен установить только специалист.

Лечение расстройства начинается с разъяснения ребенку его особенностей. Для этого специалист использует упражнение на особенности, проводимое в ходе семейной встречи.

Берут 2 листа бумаги. Один озаглавливают как Качества, другой – Трудности. На каждом вписывают свойства, подпадающие под одну из категорий. В процессе участвует не только ребенок, но и его близкие. Каждый пункт затем комментируется специалистом. Беседа заканчивается словами: «Поздравляю, у тебя синдром Аспергера». Далее ребенку разъясняют его особенности.

В терапии синдрома используют медикаментозный и немедикаментозный подходы. Психотические средства помогают справиться с эмоциональным дисбалансом, но детям назначаются с осторожностью.

Немедикаментозные средства воздействия разнообразны и меняются относительно возраста ребенка. В общем, корректировочные программы направлены на развитие социальных навыков и закрепление межличностного общения, правильной манипуляции речью, управлением своими эмоциями, исправление двигательных нарушений.

Следует понимать, что психотренинги проводят не только по отношению к ребенку, но и к родителям. Обучают их правильному взаимодействию с их чадом, учат взрослых понимать особенности его внутреннего мира.

Дети с синдромом Аспергера – это особый контингент, со своеобразным мышлением и поведением. Их можно назвать менее чувственными, но более прагматичными. Нетипичность такого ребенка подвергает его определенным испытаниям. Но правильно расставленные приоритеты и выявленные таланты позволяют воспитать из них настоящих гениев. Пример тому – Эйнштейн и Моцарт, у которых явно прослеживались признаки синдрома.   

 


arbat25.ru

Аспергера синдром: признаки

Аспергера синдром, признаки у детей и что это за расстройство – в настоящее время эта тема волнует многих родителей. Болезнь считается мягким случаем аутизма и имеет неврологическую основу.

Синдром Аспергера распространен больше, чем аутизм, но он редко распознается врачами и родителями. Дети с этим расстройством испытывают трудности в социальном взаимодействии.  Синдром поражает в основном мальчиков. У девочек АС (Аспергера синдром) встречается крайне редко.

 

 

Синдром Аспергера у детей: симптомы

Люди с АС имеют отклонения во многих сферах. Считается, что данное расстройство является легкой формой аутизма.

 

Аспергера синдром признаки у детей может иметь такие:

  1. отсутствие эмпатии;

  2. не умеют дружить с другими детьми;

  3. испытывают сложности при общении;

  4. возможно нарушение речи;

  5. не любят сотрудничать;

  6. не понимают скрытый смысл метафор;

  7. скудный словарный запас;

  8. заинтересованы в узком кругу интересов;

  9. Часто такие дети не выносят критику.

 

Синдром Аспергера у детей и взрослых

Аспергера синдром — признаки обычно диагностируются в школьном возрасте. У маленьких детей симптомы заметить сложно. Чаще всего нарушения проявляются в подростковом возрасте и к моменту взросления могут измениться, а некоторые совсем исчезнуть. Однако полностью расстройство не может быть излечено. Имеется в виду его основные признаки. Существуют методы, направленные на то, чтоб человек мог адаптироваться в обществе.

 

Методы лечения включают в себя:

  1. когнитивный метод терапии;

  2. психотерапия, когнитивно-поведенческий метод;

  3. мастер классы сенсорной интеграции;

  4. обучение социальных навыков;

  5. поведенческая терапия.

Аспергера синдром признаки может иметь такие, как одержимый интерес к чему-либо, например, к математике, технологиям, музыки и т.д. Дети с синдромом не умеет распознавать психологическое состояние окружающих. Они не могут интерпретировать поведение или эмоции других людей, не понимают невербальное общение.

 

Таким образом, у них могут возникнуть трудности в установлении межличностных отношений. Люди с синдромом Аспергера обычно не проявляют эмпатию в отношениях с другими людьми, эгоцентричны.

 

Зачастую проявляют интерес к какой-то узкой области. Относятся к нему крайне навязчиво, часто за счет других областей, что особенно заметно в школьном возрасте.

 

Как правило, предпочитают организованную окружающую среду и не любят перемен, испытывают сильный дискомфорт. Нужно сказать, что люди с синдромом Аспергера часто талантливы, благодаря высокому интеллекту. У них замечательная память на даты, цифры, факты или символы. Могут сделать карьеру в качестве инженеров, ученых, аналитиков.

 

Аспергера синдром признаки – типичное поведение ребенка с АС

Навязчивое возвращение к любимой теме разговора, хорошая память, сопротивление переменам, привычки движений, отвращение к громкому шуму, является одной из основных характеристик ребенка с синдромом Аспергера.

 

У деток с этим расстройством не выявляется нарушение речи на ранних стадиях развития. Они разговаривают грамматически правильно, но обычно имеют тенденцию повторять определенные слова или фразы и неоднократно возвращаются к любимой теме. Некоторые из этих детей говорят небрежно (поток слов), игнорируя тот факт, что слушатель не заинтересован. Они часто раздражаются, если нет достаточного интереса со стороны слушателя.

 

Дети с АС часто не понимают смысла слов, особенно если используется метафора. Например: «Питание для духа» — они воспринимают буквально.

 

Моторика у детей с синдромом Аспергера

Для детей с синдромом характерна недостаточная координация движений. Это относится и к грубой, и к мелкой моторики. Движения этих детей, как правило, плохо скоординированы и не гибки. В связи с этим они испытывают определенные трудности в работе искусства и письма. Неохотно участвуют в спортивных играх, неуклюжи.

 

В ситуациях эмоционального напряжения могут появиться нервные тики. Там где обычный ребенок будет нервничать, они могут дрожать или испытывать полный ступор.

 

Интересы и память

Большинство людей с синдромом Аспергера имеют очень хорошую память и развивают свои интересы, иногда эксклюзивные. В детстве они одержимо сосредоточенны на определенной теме, часто это технические интересы: автомобили, поезда, компьютеры. Увлекшись чем-то в подростковом возрасте, могут реализовывать увлечение в будущем многие годы. В этом им помогает хорошая память. Они способны помнить даже мелкие детали предметов или событий, а так же иметь селективную память случайных фактов и событий, происшедших много лет назад.

 

В школьные годы они способны достичь хороших результатов, особенно в математических науках.

 

Невосприимчивость к изменениям

У детей с синдромом Аспергера характерным признаком может быть слабая восприимчивость к изменениям, происходящим в их среде. Они не подвержены воздействию давления, которое оказывается извне: моде, привычкам. Предпочитают неизменность, и оказывают сопротивление переменам. Это способствует укреплению их стереотипного поведения и причудливых вкусов.

 

Ребенок придерживается старых привычек даже в таких специфических вопросах, как то, что он будет есть, по какому маршруту пойдет в школу, в каком порядке устанавливать свои игрушки на полке, что оденет. Эти рутинные привычки могут со временем немного меняться, но такой подход к постоянству негативно сказывается на его воображении и творческом мышлении. Это так же мешает ребенку спонтанно принимать участие в играх или деятельности со своими сверстниками.

 

Полезные статьи:

Аутизм у детей: что это за болезнь

Признаки аутизма у детей

Рвота у грудничка без температуры

Как проявляется аутизм у детей

Как развить в ребенке уверенность в себе

 

Вносить изменения в жизнь ребенка следует постепенно, чтобы он понемногу начинал адаптироваться к переменам. Следует помнить, что дети с синдромом Аспегера чувствительны к похвале и достижениям. Это может быть эффективно использовано в их учебном процессе.

babyangelok.ru

Синдром Аспергера у детей - симптомы и лечение

Синдром Аспергера многие годы считался одной из форм аутизма. Лишь 30 лет назад это состояние стало выделяться отдельным диагнозом. Однако не смотря на некоторые схожие черты, состояние детей с синдромом Аспергером отличается от проявлений детского раннего аутизма.

Типичные симптомы синдрома Аспергера

Состояние при данном синдроме называют скрытой дисфункцией, так как по внешнему виду обычно невозможно понять, что с человеком что-то не так. Синдром не влияет на сохранность интеллекта, зачастую дети-аспи, как их называют, имеют значительные успехи в области точных наук или в творчестве. Проблемы проявляются в области социализации и межличностных коммуникаций.

Типичной для данного состояния является «триада нарушений»:

  1. Социальное взаимодействие
    Сложности проявляются в налаживании контактов с окружающими. Помимо редкого зрительного контакта дети-аспи не умеют поддерживать дружеские отношения, не воспринимают принятые в обществе социальные нормы, могут казаться бестактными или назойливыми. При этом же их отличает склонность к уединению и некоторой отстраненности от окружающих.
  2. Социальные коммуникации
    Эмоции — это то, что не доступно людям с синдромом Аспергера. Они все понимают буквально. Мимика, жесты, сопровождающие нашу речь, им непонятны. Сарказм и метафоры, анекдоты ими не используются. Кроме того большие затруднения вызывает вообще само начало разговора и умение вовремя его завершить.
  3. Социальное воображение
    Воображение в широком понимании Аспергер вовсе не исключает. Носители этого синдрома могут быть писателями, художниками, Однако эмпатия им не доступна. Они не могут предположить альтернативного разрешения ситуации, не опираются во мнении о другом человеке на его чувства и эмоции, выраженные невербально.

Еще характерные признаки синдрома Аспергера:

  • Приверженность к определенному порядку вещей, расписанию, традициям.
  • Ярко выраженная увлеченность определенной темой.
  • Особенности сенсорной чувствительности — чрезмерно повышенная либо, наоборот, сниженная.

Диагностика синдрома Аспергера

«Особые» черты проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. Однако диагностируется синдром Аспергера уже позже, ближе к школьному возрасту. Это связано с тем, что наибольшие проблемы у детей-аспи вызывают социальные навыки.

В раннем детстве это может быть беспроблемный ребенок, развивающийся в срок и отличающийся спокойным темпераментом. Родителей не беспокоит малыш, который может подолгу играть с игрушкой и не требует лишнего общения.
Интеллект у таких детей тоже не вызывает беспокойств — он, как правило, средний или выше среднего. Речь развивается обычно тоже в соответствии с возрастными нормами или даже опережает их.

Черты, характерные для Аспергера, у ребенка могут заметить учителя или воспитатели, или же тревогу начинают бить родители. В обследовании должны принять участие педиатр, невролог, детский психолог и логопед (который выдаст справку-заключение о состоянии речи), однако последнее слово остается за детским психиатром.

Для диагностики используются различные тесты, опросники, неврологические обследования (ЭЭГ, МРТ) — для исключения поражений головного мозга.

На что обратить внимание родителям:

  • Ребенок негативно реагирует на новых людей, плачет, отказывается общаться.
  • Не принимает участие в подвижных играх, неуклюж, избегает общения.
  • В дошкольном возрасте это — «несадиковский ребенок», который с трудом отрывается от мамы, не идет на контакт.
  • Не любит и не понимает веселых сказок или мультфильмов.
  • Раздражается от прикосновений и тактильного взаимодействия.
  • Чрезмерно увлекается каким-то одним видом деятельности, не позволяет себя отвлекать, часами занимается в одиночку.
  • Имеет четко ограниченные пищевые предпочтения.
  • Новая обстановка, изменение привычных ритуалов полностью выбивают его из колеи.

Лечение синдрома Аспергера

В настоящее время не существует абсолютного лечения данного состояния. Для коррекции тяжелых проявлений синдрома назначается медикаментозная терапия, в прочих случаях работу ведут психологи, педагоги и логопеды-дефектологи.
Несомненно, чем раньше удастся выявить симптомы и провести диагностику, а значит и начать применять коррекционные меры, тем больших успехов можно добиться. Однако говорить о полном излечении нельзя.

Стоит все же отметить, что взрослые с синдромом Аспергера живут вполне полноценной жизнью, создают семьи и находят для себя работу, добиваясь в ней немалых результатов. Конечно, это те люди, которые смогли адаптироваться в социуме и прошли некоторую коррекционную работу.

Психологи и педагоги помогают аспи-детям научиться вести себя в обществе, помогают выработать правильные стереотипы поведения.

Зачем ребенку с синдромом Аспергера логопед-дефектолог?

Большое значение имеет и логопедическая коррекционная работа. Несмотря на то, что речь у детей с синдромом Аспергера развивается вовремя, она отличается многими нарушениями, решить которые и должен логопед-дефектолог:

  • Ускоренное развитие речи приводит к наличию довольно обширного словарного запаса, однако даже такой «академический» словарь не дает ребенку возможности строить общение и иногда даже отпугивает сверстников. Кроме того, узкая направленность его интересов накладывает отпечаток и на словарный запас.
  • Многократное повторение отдельных слов или целых фраз — тоже отличительная черта синдрома Аспергера. Коррекционные занятия направлены на построение правильной устной речи.
  • Характерным симптомом синдрома является также семантическая дислексия (механическое чтение). Ребенок может хорошо и быстро прочесть текст, но не понимать его содержания.
  • Речь аспи-детей отличается ускоренным или, наоборот, замедленным темпом, монотонностью. Для того, чтобы устранить этот недостаток используются различные игры и задания, позволяющие ребенку взять под контроль эту область. В занятиях используются приемы логоритмики, заданий на сочетание движений и говорения.
  • Здесь мы подходим к еще одной характерной черте синдрома — нарушению моторики и координации. Дети-аспи имеют значительные проблемы с завязыванием шнурков, имеют плохой почерк, неуклюжи и неловки. Упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений позволят им справиться с этими сложностями.
  • Большая часть логопедической работы — развитие коммуникативной речи. На занятиях используются дидактические игры, в которых дети учатся строить диалог, осознают правила общения и выстраивания социального общения.
  • Иногда у детей-аспи встречается дизартрия, которая тоже требует коррекции и развития артикуляционного аппарата.

Синдром Аспергера называют также высокофункциональным аутизмом. Многие качества людей-аспи могут стать и их сильной стороной, позволяющей им добиться многого в жизни — логичность мышления, внимательность к деталям, независимость мышления, высокий интеллект. Родители, стремящиеся помочь ребенку скорректировать негативные проявления синдрома, дают ему возможность успешно построить свою жизнь. В принципе, он в хорошей компании — рядом с Ньютоном, Эйнштейном и другими выдающимися личностями.

karkusha.su

Синдром Аспергера у детей. 10 признаков

Синдром Аспергера у детей. 10 признаков. Синдром Аспергера является неврологическим расстройством, психологические расстройства аутистического спектра. Каждый ребенок уникален, он находится в стадии развития и взросления, которые протекаю по-разному. Именно поэтому, не существует четкого перечня особенностей поведения ребенка, на основании которого можно сказать, что нужна медицинская диагностика синдрома Аспергера. Но, все же врачи выделяют 10 основных симптомов, при наличии которых у ребенка, стоит задуматься о диагностики синдрома Аспергера.

Основные симптомы синдрома Аспергера у детей:

1. Фиксация внимания ребенка на чем-то одном. Многих детей с синдромом Аспергера интересует одно – два увлечения, на которых ребенок может быть сосредоточен часами. Обычный ребенок интересуется всем и сразу, часто дети играют одновременно с большим количеством игрушек. Это считается нормой. Самой распространённой фразой мам, у чьих детей выявлен синдром Аспергера: «Мой ребенок сосредоточен на чем-то определенном (свои автомобили, синие игрушки, свои книги…), и уделяет этой вещи (увлечению) особое внимание слишком долго».

Симптомы синдрома Аспергера

2. «Маленький профессор». Как правило, ребенок с Синдромом Аспергера звучит, как маленький профессор. Такие дети, как правило, имеют развитые вербальные навыки, но из-за аутизма, вызванного синдромом Аспергера, они могут зацикливаться на разговоре без остановки.
Дети с синдромом Аспергера часто говорят официально, слишком необычно для своего возраста, или говорят, совсем как взрослые.

3. Трудности с пониманием социальных сигналов. Социальные трудности – это еще один ключевой признак синдрома Аспергера. Мы с детства учимся понимать не только речь, но и язык тела. О многих движениях мы даже не задумываемся, однако, они часто заменяют или дополняют смысл наших слов. Чтение языка тела (жестов) может быть трудно для таких детей, например, в ожидании своей очереди или во время беседы. Это одна из причин, почему дети не вступают в разговор, они просто говорят, говорят, не понимая по жестам тела и лица собеседника, что ему тоже есть, что сказать. В результате, такие дети становятся изолированными от сверстников, так как не могут поддерживать двустороннюю беседу.

4. Необходимость рутинной дисциплины. Для детей с синдромом Аспергера любое отклонение от плана – это стресс и то, что может вызвать путаницу. Если вы скажете ребенку, который привык принимать душ в 8 вечера, что мы сегодня задержимся в гостях, придем домой в 9, а после примем душ, то такое поведение вызовет у ребенка смятение и путаницу, так как любое отклонение от плана тоже должно быть заранее спланировано.
Рутинная дисциплина играет важную роль: душ в 20.00, ужин в 18.00, обед в 12.00 и так далее.
Если нужно отойти от плана, то ребенку приходится об этом говорить за несколько дней, чтобы его не спутать.

5. Трудности с эмоциями и их контролем. Часто такие дети становятся более эмоциональными и раздражительными во время психологических перегрузов. Например, многие дети с синдромом Аспергера не могут справиться с эмоциями, если их распорядок или планы идут наперекосяк. Обычно, это описывают, как неспособность контролировать эмоции, когда что-то «не в порядке».

6. Отсутствие эмпатии. Еще один признак синдрома Аспергера у детей – это кажущееся отсутствие сочувствия к другим людям. Многие родители говорят, что их дети не имеют понятия, что у других людей есть чувства, могут быть переживания или страдания. Дети с синдромом Аспергера живут, будто в своем собственном маленьком мире.

7. Не могу понять тонкости речи. Некоторые людям с синдромом Аспергера трудно понять выделение слова интонацией или остроумную фразу «со смыслом». Такие люди понимают слова очень буквально, им сложно понять сарказм или юмор.

8. Необычный язык тела. Другим признаком синдрома Аспергера у детей являются необычные выражения лица и странные позы, также такие дети избегают взгляда в глаза.

9. Задержка развития моторики. Этот признак распространяется на абсолютно все виды моторики, от мелкой моторики рук (почерк) до способности ездить на велосипеде, играть в баскетбол.

10. Сенсорная чувствительность. Многие дети с синдромом Аспергера имеют повышенную сенсорную чувствительность. Как результат, они могут быть крайне чувствительны к определенным ощущениям, будь то яркий свет, громкие звуки или ткань одежды и др.

Если вы думаете, что у вашего ребенка может быть синдром Аспергера, не стоит затягивать поход к специалисту. Синдром Аспергера – это не конец жизни! Диагностика синдрома – это возможность помочь ребенку развиваться в нужном направлении для него. Ведь, глупо заставлять ребенка с синдромом Аспергера учить юриспруденцию, рассчитывая на большие результаты. Зато, есть много других отраслей, где та же способность концентрироваться с удовольствием на чем-то долго может оказаться незаменимой.

Иностранные врачи рекомендуют обращаться в специализированные группы для таких родителей, водить в эту группу своего ребенка. Однако, решение за вами, никто лучше вас не чувствует собственного ребенка, поэтому именно вы знаете, что лучше для него.

Эта статья носит информационный и образовательный характер. Для конкретных медицинских советов, диагностики синдрома Аспергера и лечения, проконсультируйтесь с врачом.

lady-vishenka.com

Синдром Аспергера у детей

Синдром Аспергера обычно впервые проявляется в детском возрасте и характеризуется затруднением ежедневного общения с другими детьми. Человек, страдающий синдромом Аспергера, может долго и монотонно объяснять что-либо собеседнику, не замечая или не принимая в расчет, что это может быть ему неинтересно. Он может испытывать затруднения и в невербальном общении, например, трудности в установлении зрительного контакта с собеседником. Люди с синдромом Аспергера могут не реагировать или не проявлять эмпатии, когда собеседник рассказывает какую-либо волнующую его историю. Может показаться, что люди, страдающие этим синдромом, бесчувственны, однако это не так. Дело в том, что им трудно «считывать» других людей или понимать юмор.

Диагноз «Синдром Аспергера» может быть впервые поставлен и взрослому человеку. Это связано с тем, что синдром не был установлен в детстве, что вовсе не означает, что его не было. На данный момент, синдром Аспергера рассматривается как легкая форма аутизма. Следующие пять критериев характеризуют данное расстройство:

  1. Серьезные нарушения коммуникации, которые проявляются как один из симптомов:
  • Затруднения в проявлении невербального поведения: отсутствие зрительного контакта, недостаток выражений лица, неуклюжие жесты,
  • Неспособность дружить со сверстниками,
  • Отсутствие необходимости делиться своей радостью, интересами или достижениями с другими людьми. Может выглядеть как нежелание показывать объекты своей заинтересованности другим,
  • Неспособность выражать уместные и соответствующие эмоциональные реакции в процессе коммуникации с другими людьми. Ребенок может не реагировать на других людей, не проявлять к ним каких-либо чувств, включая эмпатию.
  1. Ограниченные и повторяющиеся паттерны поведения, интересы и занятия. Проявляются как один из нижеследующих симптомов:
  • Чрезмерная увлеченность или даже одержимость какой-либо одной темой. Неадекватность может проявляться в интенсивности, выборе темы или точки зрения, с которой человек ее рассматривает,
  • Приверженность ритуалам или строго установленному алгоритму действий, которые по своей сути бесцельны,
  • Стереотипные и повторяющиеся двигательные движения. Это может быть, например, пощелкивание суставами пальцев или часто повторяющиеся движения всем телом,
  • Чрезмерная сосредоточенность на частях объектов.
  1. Комплекс симптомов вызывает заметные затруднения в социальной, рабочей и других важных областях жизни человека.
  2. Отсутствие существенной задержки речи (ребенок произносит отдельные слова к двум годам, фразы – к трем).
  3. Отсутствие существенной задержки когнитивного развития (например, чтения или математических навыков). Развитие навыков самообслуживания и заинтересованность окружающим миром происходят по возрасту.

Ранние признаки синдрома Аспергера

Как уже отмечалось выше, ребенок, страдающий синдромом Аспергера, не имеет задержки развития речевых и когнитивных навыков, а также адаптивного поведения за исключением социального взаимодействия. Именно этот фактор отличает сидром Аспергера от  аутизма. Дети, страдающие аутизмом, обычно имеют отклонения в перечисленных областях, что, как правило, заметно к возрасту 3 лет.

Рассмотрим другие признаки развития синдрома Аспергера в раннем возрасте:

  • Ребенок учится говорить слишком рано («Он умел говорить прежде, чем ходить!»),
  • Он рано увлекается буквами и числами, может даже декодировать слова, то есть заменять буквы цифрами (исходя из их номера в алфавите). Гипертрофированная способность человека к развитию навыков чтения и письма называется «гиперлексия».
  • Ребенок имеет близкие отношения с членами своей семьи, но при этом ему трудно устанавливать отношения с людьми вне семейного круга. Но, в отличие от аутизма, он не избегает отношений с другими людьми.

Все вышеперечисленные симптомы могут относиться и к детям с высокофункциональным аутизмом, однако наиболее часто они присущи именно детям с синдромом Аспергера.

Ярким примером человека с синдромом Аспергера является героиня сериала «Мост» Сага Норен (на фото).

Оригинальная статья: Steve Bressert. — Asperger’s Disorder Symptoms. Psychcentral, August 2017.

Автор перевода: Елисеева Маргарита Игоревна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: синдром Аспергера, психическое расстройство, расстройство психики

Источник фото: formatformat.dk

Доступно для скачивания:

  • Синдром Аспергера

xn--90aennpco.xn--p1ai

симптомы болезни, что это такое, тест на аутизм

Психические расстройства включают множество разнообразных патологических состояний. Одним из них является синдром Аспергера, характеризующийся нарушением коммуникативной способности человека, узостью интересов и однотипным поведением. Патология чаще выявляется у детей, достигших пяти лет. На сегодняшний день точная причина развития нарушения неизвестна. Болезнь Аспергера относится к группе аутистических, хотя при этом не сопровождается снижением интеллекта и ограничением умственных способностей. При отсутствии лечения недуг прогрессирует, и коммуникативные проблемы сохраняются уже у взрослых пациентов. Диагностика патологии требует комплексного подхода.

Синдром Аспергера регистрируется у детей и является высокофункциональным аутизмом, который нужно дифференцировать от других болезней данной группы. Нарушение чаще встречается у мужчин. Лечение расстройства направлено на восстановление нормальных социальных навыков и адаптацию ребенка или взрослого к окружающему миру и людям. При этом многие известные деятели культуры и науки имеют в анамнезе аутистические заболевания. Кортни Лав, муж которой – знаменитый Курт Кобейн, в детстве страдала от подобного расстройства. Та же ситуация у музыканта Боба Дилана и актрисы Дерил Ханны. При этом своевременная коррекция помогает свести клинические проявления нарушения к минимуму. Наличие синдрома Аспергера у известных людей позволил популяризовать патологию, что облегчает работу с пациентами.

Причины возникновения недуга

В отличие от синдрома Дауна, который характеризуется генной мутацией, проявляющейся в виде дополнительной хромосомы, при болезни Аспергера подобных отклонений не выявляется. Возможно, с этим связаны и различия в симптоматике, хотя высокий интеллектуальный уровень пациентов объединяет данные состояния. Точная этиология этой формы аутистического нарушения на сегодняшний день неизвестна. Предполагается участие в патогенезе аутоиммунных процессов, происходящих в организме ребенка во время нахождения в матке, которые приводят к повреждениям структур головного мозга. К факторам риска развития заболевания относятся генетическая предрасположенность, перенесенные постнатальные инфекции, а также интоксикация плода при беременности.

Классификация и характерные признаки

Синдром Аспергера относится к группе общих аутистических расстройств, в которую входят еще несколько недугов, сопровождающихся похожими признаками, но имеющих разную природу и патогенез:

  1. Аутизм обладает наиболее яркими клиническими проявлениями. Он часто сопровождает синдром Дауна. При этом отличить недуг от болезни Аспергера довольно сложно, поскольку симптоматика сходна. Оба нарушения могут возникать у детей до года, а иногда проявляются лишь в подростковом возрасте.
  2. Синдром Ретта – наследственная проблема, которая регистрируется у маленьких девочек. Она обусловлена мутацией отдельного участка хромосомы. При этом, в отличие от болезни Аспергера, патология протекает очень тяжело и практически не поддается адекватной коррекции.
  3. Детское дезинтегративное расстройство – довольно редкая проблема, которая сопровождается нормальным развитием ребенка лишь до двух лет. Позднее происходит полная или частичная утрата приобретенных навыков. Болезнь прогрессирует и не имеет лечения, что является основанием для присвоения пациенту инвалидности в связи с тяжелой умственной отсталостью.

Симптомы синдрома Аспергера зависят как от индивидуальных особенностей каждого пациента, так и от их возраста.

У детей

Ранние признаки аутистических нарушений могут проявляться у малышей еще до школы. Самые первые симптомы регистрируются в возрасте двух лет. Пациенты способны к обучению, но имеют проблемы с социальным взаимодействием. Они боятся посторонних людей, тяжело переносят даже кратковременное отсутствие родителей и неспособны нормально общаться со сверстниками. Дети с синдромом Аспергера имеют определенную полярность поведения: они крайне сосредоточены на каком-либо занятии и при этом неспособны отвлечься на другой вид деятельности. Маленьким пациентам свойственна крайне точная последовательность действий при выполнении поставленных задач. Дети страдают от неуклюжести и некоторых расстройств координации, поэтому предпочитают не участвовать в активных видах деятельности и спортивных мероприятиях. Подростки с заболеванием испытывают еще большие трудности при социальном взаимодействии, поэтому важна ранняя коррекция поведения.

У взрослых

Некоторые отличия клинической картины имеются и у пациентов зрелого возраста. При этом основным проявлением расстройства также остается трудность социального взаимодействия. Синдром Аспергера у взрослых характеризуется отсутствием творческого мышления, которое сочетается с высокими интеллектуальными способностями. Пациенты отдают предпочтение профессиям, требующим выполнения простых однообразных действий. При наличии определенных алгоритмов человек чувствует себя спокойно и уверенно. Взрослых с синдромом Аспергера не интересует карьера, они неспособны быть менеджерами и руководителями, поскольку не имеют определенных социальных навыков. При этом пациенты и не стремятся развивать свои коммуникативные способности. Психологический комфорт больных зависит от минимизации взаимоотношений с окружающими, поскольку они испытывают трудности при общении.

Отличие детского аутизма от синдрома Аспергера

Данные заболевания крайне сходны по клинической симптоматике. Они имеют лишь небольшое количество признаков, по которым представляется возможной их дифференцировка. Обе патологии — проявление одного и того же дефекта. Однако в сравнении с аутизмом синдром Аспергера выражается в нарушении невербальных функций человека, то есть пациенты испытывают трудности и с координацией движений. При этом у последних отличается большая способность к социализации. В некоторых литературных источниках по психологии исследователи склоняются к отсутствию значимых критериев для различения двух заболеваний.

Диагностическое тестирование

Синдром Аспергера требуется выделять из группы неврологических и психиатрических нарушений. Это имеет большое значение как при лечении, так и при прогнозировании. Данный недуг зачастую сопровождает такие заболевания, как шизофрения, поэтому пациенту важно пройти тщательную диагностику для исключения иных проблем со здоровьем.

Существует специфический тест на аутизм у взрослых и детей, на основе которого создан и опросник для выявления болезни Аспергера. Расшифровкой результатов занимается врач, поскольку правильно трактовать полученные сведения можно только в сочетании с клиническими проявлениями патологии. Существует около пяти различных способов тестирования, при помощи которых психиатры выявляют аутистические отклонения у детей и взрослых. Тяжесть вопросов при тестировании хотя и зависит от возраста пациентов, но все они направлены на определение уровня интеллекта испытуемого, характеристику его сенсорной чувствительности, а также на оценку воображения и творческого потенциала. Для этих целей врачи в тестах на синдром Аспергера используют как общение, так и различные картинки и фото, а также задания с расшифровкой метафор.

Уже при первичном осмотре врачи обращают внимание на специфическое поведение пациентов. Подобные особенности намного сильнее выражены у взрослых, поскольку дети и при отсутствии психиатрических нарушений склонны к неприятию незнакомцев. Люди на приеме ведут себя странно, зачастую они даже неспособны сразу обнаружить врача в кабинете. Пациенты блуждают по комнате, их движения неуклюжи. Синдром Аспергера накладывает отпечаток также на мимику человека и его речь, которая приобретает монотонность. При этом зачастую больные – высокообразованные и интеллектуальные личности, которые склонны детализировать свое повествование, иногда даже излишне. При проведении тестирования большое внимание уделяется и эмоциональному ответу на приветствие, улыбку или шутки. Пациенты с синдромом Аспергера не обладают чувством юмора и не отвечают взаимностью на признаки симпатии.

В современном мире люди с аутистическими расстройствами имеют больше социальных контактов, чем 20 лет назад, что связано с развитием Интернета. Многие пациенты практически не имеют реальных друзей и знакомых, однако общаются с людьми в Сети. Это значительно облегчает дальнейшую адаптацию и восстановление коммуникативных способностей. Трудности возникают именно при установлении личных контактов, что и выявляется во время тестирования.

Лечение и прогноз

Поскольку точная причина возникновения данного психического расстройства на сегодняшний день неизвестна, то борьба с патологией направлена на контроль симптомов и улучшение качества жизни пациентов и их близких. Важно не заниматься самолечением, а строго следовать рекомендациям врача, проводившего диагностику. Это связано с индивидуальными особенностями каждого пациента, которые необходимо учитывать при подборе терапии. Лечение синдрома Аспергера у детей и взрослых отличается, но главным образом направлено на восстановление и развитие социальных навыков. Поскольку одним из отличительных симптомов заболевания являются расстройства координации, хорошие результаты показывает и применение специального комплекса упражнений. Это способствует развитию мелкой моторики и большей уверенности человека в собственных навыках.

Необходимость медикаментозной поддержки пациентов с заболеванием Аспергера определяется врачом. Лекарственная терапия направлена на купирование симптоматики и сопряжена с возникновением тяжелых осложнений и отложенных последствий. Препараты уменьшают клинические проявления синдрома Аспергера, такие как повышенная тревожность, раздражительность и нарушения сна. Часто применяются «Рисперидон» и «Флуоксетин».

Прогноз заболевания зависит как от индивидуальных особенностей пациента, так и от создания вокруг него благоприятной для выздоровления обстановки. Эта задача ложится на ближайших родственников пациента.

Опасность синдрома

Прямой угрозы жизни и здоровью болезнь Аспергера не представляет. Однако такие люди зачастую получают инвалидность, а мужчин освобождают от службы в армии. Это связано с повышенной тревожностью и риском развития депрессии. При лечении патология контролируется, однако если синдром сформировался еще в детском возрасте, а коррекция произведена не была, в дальнейшем возникают проблемы. Лечение взрослых занимает больше времени и чаще сопряжено с осложнениями. В тяжелых случаях пациенты страдают от одиночества и суицидальных наклонностей. При этом они не представляют угрозы для общества, поскольку разрушительное мышление направляют непосредственно на себя. Человеку с синдромом Аспергера трудно найти занятие по душе и создать прочные взаимоотношения. При лечении таких проблем удается избежать.

Отзывы

Леонид, 27 лет, г. Ростов

Еще в детстве родители заметили отклонения в моем поведении. Я был замкнутым ребенком, совершенно не хотел ни с кем общаться. Еще в детском саду получил направление к психиатру, который поставил диагноз синдром Аспергера. Потребовалась длительная терапия, чтобы восстановить коммуникативные способности. Сейчас я все еще состою на учете у врача.

Валерия, 33 года, г. Липецк

Всегда была интровертом. Не любила новые знакомства, да и с личной жизнью как-то не сложилось. В детстве проходила обследования, но не нашли ничего необычного. Несколько лет назад я страдала от серьезной депрессии, обратилась к врачу, который выявил синдром Аспергера. Прошла несколько сеансов психотерапии, пропила курс антидепрессантов. Сейчас чувствую себя намного лучше.

Загрузка...

prosindrom.ru

Синдром Аспергера у детей | Autizm.net

Синдром Аспергера у детей

Длительное время СА признавали как одну из форм аутизма. Только тридцать лет назад специалисты начали выделять это заболевание отдельно. Имея достаточно похожие признаки, дети, имеющие СА, по своему состоянию отличаются от детей с ранним аутизмом.

Симптомы

Характеризуется скрытой дисфункцией, поскольку внешний вид ребенка не позволяет с первого взгляда определить, что у него есть какие-то отклонения в поведении. Синдром Аспергера у детей не сказывается на утрате интеллектуальных способностей, напротив, нередко аспи, как называют таких детей, могут добиваться больших успехов в творчестве и точных науках. Как правило, сложности возникают в межличностной коммуникации и сфере социализации. Характеризуется, так называемой триадой социальных нарушений, присущей этому состоянию:

 

  • Взаимодействие. Дети с трудом налаживают контакты не только с взрослыми, но и со сверстниками. Случаются нечастые зрительные контакты, но в большинстве случаев  детям-аспи не присущи такие формы отношений, как дружба, ими редко воспринимаются социальные правила, которые признаны обществом, что выражается, например, в бестактности, назойливости. При этом их характеризует отстраненность от людей, которые их окружают, они могут стремиться к уединению.

 

  • Коммуникации. Характерным признаком является отсутствие эмоций, дети не понимают мимику, жесты, которые сопровождают речь собеседника. Все ими воспринимается буквально. В их арсенале не встретишь сарказма, анекдотов и метафор. Помимо этого для них бывает нелегко начать разговор и способность закончить его своевременно.

 

  • Воображение. Такое чувство у них не исключается, напротив, они способны проявить таланты живописца и писателя. Вместе с тем, недоступной является эмпатия. Они не в состоянии предполагать альтернативные варианты разрешения ситуации, складывать мнении о ком-либо, основываясь на его эмоциональных переживаниях, не вербально выраженных.

Некоторые другие признаки:

 

  • Соблюдение расписания, традиций, стремление к упорядоченности.

 

  • Увлечение определенной тематикой, имеющее ярко выраженный характер.

 

  • Наличие чрезмерно высокой или напротив низкой сенсорной чувствительности.

Многие дети с данным состоянием, испытывая сложности в общении, начинают страдать от СДВ – так обозначают синдром дефицита внимания. Синдром Аспергера у детей вызывает чувство тревоги, малыши впадают в депрессию, испытывают страх. Нередко на этой почве появляются и другие психические нарушения. Здесь обязательно нужна помощь родителей.

Диагностика

Может проявляться с раннего возраста. Однако диагноз, как правило, ставится позже – в школьном возрасте, когда наступает пик проблем, связанный с социальными навыками.

В раннем детстве, как правило, нет возможностей выявить аномалии в развитии, так как ребенок может развиваться в срок и иметь спокойный темперамент, не доставляя родителям беспокойства. Он играет сам по себе, не требуя к себе лишнего внимания.

Синдром Аспергера у детей не влияет на интеллектуальные способности ребенка и не должен вызывать тревоги – они на среднем уровне или даже выше. С развитием речи в большинстве случаев тоже нет никаких проблем – она на уровне возрастных норм или даже выше.

Для установления диагноза применяется тестирование, неврологические обследования и другие методы.

При обнаружении характерных признаков учителями или воспитателями, родителями, нужно обратиться за консультацией к специалистам – педиатру, неврологу, детскому психологу и логопеду.

Чтобы своевременно выявить Синдром Аспергера у детей, родителям следует забить тревогу, если у ребенка наблюдается:

 

  • Негативная реакция на незнакомых людей, он начинает плакать, не хочет общения.

 

 

  • Нежелание слушать веселые сказки и смотреть мультфильмы, их непонимание.

 

  • Нервозность при тактильном взаимодействии и прикосновениях.

 

  • Огромное стремление заняться чем-то одним, он с трудом от него отвлекается и может на протяжении нескольких часов делать это в одиночку.

 

  • Выраженное предпочтение в еде, причем ограниченное.

 

  • Если в новой обстановке, он полностью становится сам не свой.

Лечение

Еще не придумано действенного способа излечения синдрома. Чтобы скорректировать тяжелые симптомы, может быть назначена медикаментозная терапия, для остальных проявлений этого состояния рекомендуется лечение у психологов, педагогов, логопедов.

На ранних стадиях при своевременном выявлении симптомов и проведении диагностики, удается добиться значительных результатов, хотя полного выздоровления не наступает. Психологами и педагогами проводится работа, которая способствует аспи-детям выработке правильных поведенческих стереотипов, учит поведению в обществе.

 

При этом нужно сказать, что каких-либо последствий для полноценной жизни у взрослых пациентов с синдромом Аспергера не наступает. Они могут заводить семьи, работать и достигать высоких результатов. Безусловно, этого в основном добиваются люди, прошедшие коррекцию для успешной адаптации в социуме.

Советы родителям

Ребенок должен развиваться в атмосфере добра, понимания и любви.

 

  • Сдерживайте излишнюю одержимость малыша. Установите ребенку время для увлечений и не нарушайте распорядка.

 

  • Исключите сложные обороты речи, общаясь с ним –  слова должны быть простыми и понятными.

 

  • С ранних лет учите малыша правилам поведения в кругу друзей и обществе.

 

  • Никаких угроз и обещаний, которых вы не в состоянии выполнить. Ими все воспринимается буквально.

 

  • Одобряйте любые правильные поступки и общение с другими.

А главное –  верьте, что нет причин для расстройства о том, что ваш малыш не такой как все. Прекрасно развитая логика мышления и способность предельно концентрироваться на поставленных задачах часто приводит людей с синдромом к потрясающим успехам, особенно в областях интересных для них. Здесь все зависит не от вашего ребенка, а от того насколько сильно вы его любите и хотите помочь ему. Как можно раньше начните заниматься с ним, составьте распорядок дня, чтобы малыш четко понимал, когда он будет кушать, а когда смотреть мультики или гулять на улице. Прочтите несколько книг для общего развития по взаимодействию с такими детками и поймите простое и главное правило. Никто не заинтересован в успехе адаптации вашего ребенка так сильно как его родители!

После Аспергера чаще всего ставят РАС, РДА и прочее неприятные аббревиатуры для наших детей.

 

autizm.net

Синдром Аспергера - причины, симптомы, диагностика и лечение

Синдром Аспергера – общее нарушение развития, относящееся к высокофункциональному аутизму, при котором способность к социализации остается относительно сохранной. Согласно принятой в современной психиатрии классификации, синдром Аспергера входит в пятерку нарушений аутистического спектра, наряду с ранним детским аутизмом (синдромом Каннера), детским дезинтегративным расстройством, синдромом Ретта, неспецифическим первазивным нарушением развития (атипичным аутизмом).

По данным зарубежных авторов, признаки, удовлетворяющие критериям синдрома Аспергера, встречаются у 0,36-0,71 % школьников, при этом у 30-50 % детей данный синдром остается не диагностированным. Синдром Аспергера в 2-3 раза чаще встречается среди мужского населения.

Синдром был назван по имени австрийского педиатра Ханса Аспергера, наблюдавшего группу детей со сходными симптомами, которые он сам охарактеризовал как «аутистическая психопатия». С 1981 г. за данным расстройством в психиатрии было закреплено название «синдром Аспергера». Дети с синдромом Аспергера имеют слабо развитые способности к социальному взаимодействию, поведенческие проблемы, трудности с обучением, в связи с чем требуют повышенного внимания со стороны педагогов, детских психологов и психиатров.

Социальные трудности

Синдром Аспергера является сложным общим (первазивным) нарушением, накладывающим отпечаток на все стороны личности ребенка. Структура расстройства включает трудности социализации, узконаправленные, но интенсивные интересы; особенности речевого профиля и поведения. В отличие от классического аутизма, у детей с синдромом Аспергера имеется средний (иногда выше среднего) интеллект и определенная лексикографическая база.

Обычно характерные для синдрома Аспергера признаки становятся заметными к 2-3 годам и могут варьировать от умеренных до тяжело выраженных. В младенческом возрасте синдром Аспергера может проявляться повышенным спокойствием ребенка или, напротив, раздражительностью, подвижностью, нарушением сна (затрудненным засыпанием, частыми пробуждениями, чувствительным сном и пр.), избирательностью в питании. Рано проявляются специфические для синдрома Аспергера нарушения общения. Дети, посещающие детский сад, с трудом расстаются с родителями, плохо адаптируются к новым условиям, не играют с другими детьми, не вступают в дружеские отношения, предпочитая держаться обособленно.

Трудности адаптации делают ребенка уязвимыми перед лицом инфекций, поэтому дети с синдромом Аспергера относятся к категории часто болеющих. В свою очередь, это еще больше ограничивает социальное взаимодействие детей со сверстниками, и к школьному возрасту признаки синдрома Аспергера становятся ярко выраженными.

Расстройство социального поведения у детей с синдромом Аспергера проявляется в нечувствительности к эмоциям и чувствам других людей, выраженным мимикой, жестами, оттенками речи; неспособности к выражению собственного эмоционального состояния. Поэтому дети с синдромом Аспергера часто кажутся эгоцентричными, черствыми, эмоционально холодными, бестактными, непрогнозируемыми в своем поведении. Многие из них плохо переносят прикосновения других людей, практически не смотрят в глаза собеседнику либо смотрят необычным фиксированным взглядом (как на неодушевленный предмет).

Наибольшие сложности ребенок с синдромом Аспергера испытывает при общении со своими сверстниками, предпочитая общество взрослых или детей младшего возраста. Во время взаимодействия с другими детьми (совместных игр, решения задач) ребенок с синдромом Аспергера старается навязать окружающим свои правила, не идет на компромисс, не может сотрудничать, не принимает чужие идеи. В свою очередь, детский коллектив также начинает отторгать такого ребенка, что приводит еще большей социальной изоляции детей с синдромом Аспергера. Подростки тяжело переносят свое одиночество, у них может наблюдаться депрессия, склонность к суициду, наркотической и алкогольной зависимости.

Особенности интеллекта

Коэффициент интеллекта у детей с синдромом Аспергера может находиться в пределах возрастной нормы или даже превышать ее. Однако при обучении детей выявляется недостаточный уровень развития абстрактного мышления и способности к осмыслению, отсутствие навыка самостоятельного решения задач. При наличии феноменальной памяти и энциклопедических познаний, дети порой не могут адекватно применить свои знания в нужных ситуациях. Вместе с тем, дети-аспергеры часто добиваются успехов в тех областях, которыми увлеченно интересуются: обычно это история, философия, география, математика, программирование.

Круг интересов ребенка с синдромом Аспергера ограничен, однако своим увлечениям они отдаются страстно и фанатично. При этом они чрезмерно сосредотачиваются на деталях, концентрируются на мелочах, «зацикливаются» на своем хобби, постоянно пребывают в мире своих мыслей и фантазий.

Особенности вербальной коммуникации

У детей с синдромом Аспергера не отмечается темповой задержки развития речи, и к 5-6 годам их речевое развитие значительно опережает сверстников. Речь ребенка с синдромом Аспергера грамматически правильная, но отличается медленным или ускоренным темпом, монотонностью и неестественным тембром голоса. Излишняя академичность и книжный стиль речи, наличие речевых шаблонов способствуют тому, что ребенка часто называют «маленьким профессором».

Дети с синдромом Аспергера могут очень долго и подробно рассказывать об интересующем их предмете, не отслеживая при этом реакцию собеседника. Зачастую они не способны первыми начать разговор и поддержать беседу, выходящую за область их интересов. То есть, несмотря на потенциально высокие навыки речи, дети не способны использовать язык в качестве средства коммуникации. У детей с синдромом Аспергера часто встречается семантическая дислексия – механическое чтение без понимания прочитанного. При этом дети могут иметь повышенные способности к письменному изложению своих мыслей.

Особенности сенсорной и моторной сферы

Детей с синдромом Аспергера характеризует расстройство сенсорной чувствительности, которое проявляется в повышенной восприимчивости к различным визуальным, звуковым, тактильным стимулам (яркому свету, звуку капающей воды, уличному шуму, прикосновениям к телу, к голове и др.). С самого детства аспергеров отличает излишняя педантичность и стереотипность поведения. Дети изо дня в день следуют рутинным ритуалам, а любое изменение условий или порядка действий приводит их в замешательство, вызывает тревогу и беспокойство. Очень часто дети с синдромом Аспергера имеют строго определенные гастрономические пристрастия и категорически отрицают любые новые блюда.

Ребенок с синдромом Аспергера может иметь необычные навязчивые страхи (боязнь дождя, ветра и др.), которые отличаются от страхов детей их возраста. При этом в опасных ситуациях у них может отсутствовать инстинкт самосохранения и необходимая осторожность.

Как правило, у ребенка с синдромом Аспергера нарушены моторные навыки и координация движений. Они дольше, чем сверстники, не могут научиться застегивать пуговицы и завязывать шнурки; в школе имеют неровный, неаккуратный почерк, из-за чего получают постоянные замечания. У детей-аспергеров могут наблюдаться стереотипные навязчивые движения, неуклюжесть, нарушения осанки и походки.

www.krasotaimedicina.ru

Проявления синдрома Аспергера у детей – Развитие ребенка