Аутизм – это врожденная аномалия психического развития личности, характеризующаяся эмоциональной отстраненностью от мира, неспособностью налаживать контакт с окружающими, склонностью к самоизоляции и узким кругозором восприятия. У людей, страдающих аутизмом, зачастую нарушены (либо полностью отсутствуют) речевые и другие социальные навыки. Они испытывают серьезные трудности в выражении своих эмоций и не в состоянии понять чувства других людей. Характерными чертами для аутизма также являются зацикленность в действиях и повторяющиеся интересы.
Причины аутизма
Причины аутизма весьма неоднозначны. Этиология заболевания, несмотря на развитие медицины, до сих пор остается до конца не изученной. Все теории относительно природы возникновения аутизма в ходе многочисленных исследований потерпели крах – ни профилактические прививки, ни проблемы в семье, ни плохие социальные условия, ни дефицит в каких-либо веществах не играют существенного влияния на развитие патологии.
Тем не менее, ученые сходятся в едином мнении: аутизм берет свое начало еще в период внутриутробного развития человека. Поэтому наиболее достоверной считается гипотеза о наследственном характере данного заболевания. Ведь известно, что наличие у одного из родителей, а также других ближайших родственников, аутизма увеличивает риск рождения детей с психическими отклонениями. Многие исследователи также утверждают, что в основе развития аутизма лежит неудачное переплетение генетических факторов и неблагоприятного воздействия окружающей среды (воздействие на ее организм токсических элементов, инфекции, различные осложнения при беременности и родах и т.д.) на беременную женщину.
Аутизм у детей
Аутизм – относительно редкое заболевание (примерно 2-4 случая на 10 000 человек), которое начинает проявляться уже на ранних месяцах жизни ребенка. Ранний детский аутизм как самостоятельный синдром был выделен и описан известным врачом Каннером в середине двадцатого столетия, хотя попытки коррекционной работы с такими детками начали проводиться еще с конца восемнадцатого века. Более четырех десятилетий исследования позволили выделить Каннеру особый синдром, который не был связан с детской шизофренией, умственной отсталостью и другими психическими отклонениями. Впоследствии данная патология была систематизирована и именована аутизмом.
У детей, страдающих аутизмом, недостаточно развиты стандартное мышление и фантазия. К играм и детским игрушкам они, как правило, безразличны, а по отношению к другим детям – отрешенны, зачастую даже агрессивны. Игрушки ими редко используются по предназначению. Аутичные дети используют их для своих повторяющихся манипуляций, не соответствующих игровой форме. Могут акцентировать свое внимание только на одном объекте, который привлекает их по каким-либо параметрам (цвет, форма и т.д.). Даже если у ребенка с аутизмом пробуждается интерес к играм, то в большинстве случаев он носит скудный и весьма ограниченный характер. Галлюцинаций, бреда и других признаков шизофрении при аутизме обычно не наблюдается.
Вариабельность симптомов при аутизме может значительно колебаться в зависимости от формы и тяжести заболевания. Самой легкой формой аутизма считается синдром Аспергера, при котором сохраняются способность к обучению, большинство социальных навыков, включая речевые, и нормальные умственные способности.
Проявления аутизма у детей до 2,5 лет
Первые признаки аутизма у малыша начинают проявляться через несколько месяцев (иногда недель) после рождения. Тем не менее, уже на первом профилактическом осмотре педиатр может выявить некоторые неврологические симптомы и изменения в центральной нервной системе, характерные для данного расстройства. В течение 2,5 лет жизни ребенка диагноз либо подтверждается, либо опровергается.
Кроме того, сами родители в состоянии заметить определенные отклонения в поведении своего чада:
- Ребенок практически никогда не улыбается, не реагирует на имя и редко смотрит в глаза;
- У ребенка наблюдается задержка развития речи: он не гулит, а позже не говорит простых слов;
- Малыш не проявляет интереса к игрушкам (или предпочитает только одну игрушку) и не стремится к общению с другими детьми;
- Отсутствие привязанности к матери со стороны ребенка: он не просится на руки, не плачет во время ее отсутствия, никак не реагирует на нее;
- Неадекватная реакция на некоторые вещи, предметы и раздражители (к примеру, малыш может пугаться громких звуков, ярких цветов, воды или каких-либо бытовых приборов).
Проявления аутизма у детей от 3 до 10 лет
По мере взросления у детей с аутизмом проявляются и другие типичные симптомы заболевания:
- Ребенок замкнут, живет в собственном мире, абстрагируясь от сверстников и даже родственников;
- Словарный запас ребенка, как правило, невелик: он может повторять одни и те же слова или произносить одни и те же звуки;
- Ребенок склонен к повторяющимся действиям и стереотипным ритуалам, попытка завлечь его другими навыками часто не приводит к должным результатам;
- Иногда родители могут заметить в ребенке интерес к определенному роду деятельности (это может быть музыка, рисование, коллекционирование и т.д.).
Проявления аутизма в подростковом возрасте
К десяти-тринадцати годам ребенок, страдающий аутизмом, приобретает элементарные навыки общения и поведения, однако чаще предпочитает оставаться в одиночестве и заниматься привычными для него вещами. Аутичные подростки редко проявляют интерес к противоположному полу (исключение может наблюдаться при синдроме Аспергера) и другим подростковым увлечениям. Период полового созревания для таких детей протекает намного сложнее, нежели для обычного ребенка. Этот нелегкий для них период может сопровождаться повышенной агрессивностью, депрессией, гиперактивностью, эпилепсией, частыми припадками и паническими атаками.
Проявления аутизма у взрослых
Примерно в 35-40% случаев к двадцати годам человек с аутизмом достигает частичной независимости и даже может проживать отдельно от родителей (опекунов). При полном отсутствии социальных и речевых навыков, а также наличии интеллекта ниже среднего человек навсегда остается зависимым от окружающих, к сожалению, он обречен на пожизненную инвалидность.
Итак, симптоматика аутизма у взрослых людей зависит о того, насколько тяжело протекает заболевание. У большинства наблюдаются следующие признаки:
- Отсутствие эмоциональности, холодность и монотонность в общении (разговаривают, как роботы);
- Непонимание намеков, жестов и эмоций со стороны собеседника. Аутичным людям всегда нужно все говорить прямо, без лишних намеков и загадок;
- Постоянно «бегающий» либо, напротив, пристальный взгляд при общении;
- Неумение сдерживать свои мысли при себе. Такие люди говорят все, что думают, не задумываясь о приличии и об элементарных правилах этикета;
- Непонимание того, что они могут обидеть кого-то своим поведением;
- Такие люди имеют скудный словарный запас и часто повторяют одни и те же фразы;
- Нежелание строить дружеские и любовные отношения.
Лица с синдромом Аспергера, несмотря на некоторые трудности в общении, кажутся вполне нормальными и социально адаптированными людьми. Они могут создавать семьи, рожать детей и вести обычный образ жизни. Многие из них строят хорошую карьеру и достигают немалых успехов.
Диагностика аутизма
Постановка диагноза «аутизм» - достаточно долгий и трудоемкий процесс, в котором участвует несколько врачей различной специализации (в комиссию обязательно входят такие специалисты как невролог, педиатр, психиатр, психолог и дефектолог). Диагноз «ранний детский аутизм» устанавливается на основе: проверки общего физиологического состояния ребенка, оценки мышления, развития и адаптивности, диагностирующего наблюдения, опроса родителей и, собственно, самого малыша. Для того чтобы понять, насколько интеллект ребенка отличается от нормы, психологами проводится ряд дифференциальных тестов. В ходе социально-коммуникативного опроса врач оценивает в ребенке способность к общению, интересам, фантазированию и играм. На основании полученных результатов ставится диагноз и устанавливается степень аутизма.
Лечение аутизма
К сожалению, аутизм не излечим. На сегодняшний день не существует эффективных методов, которые бы позволили полностью избавить ребенка от этого заболевания. Тем не менее, ведущими психологами разработано (и продолжает разрабатываться) множество методик, позволяющих повысить качество жизни таких детей и подготовить их к самостоятельной жизни. Раннее выявление данного заболевания и вовремя начатое коррекционное лечение позволяет улучшить прогноз для ребенка и вывести его на ступень полноценной жизни.