"Старость не защищает от Любви,
но Любовь защищает от старости"

© Коко Шанель

Средства реабилитации дцп


Каталог технических средств реабилитации для детей с ДЦП

Реабилитационный костюм Адели, созданный на основе костюма для космонавтов, без преувеличений можно назвать настоящей гордостью наших ученых! Изначально подобный костюм создавался советскими учеными для наших космонавтов, чтобы решить очень большую проблему, с которой они сталкивались по возвращении на землю.  В условиях невесомости мышцы человека атрофируются и после приземления, космонавты учились заново ходить. Процесс восстановления занимал много времени и чтобы этого избежать, советские ученые придумали специальный костюм, который создавал нагрузку на мышцы даже в условиях невесомости и поддерживал в них постоянный тонус. 

Костюм для реабилитации детей с ДЦП Адели сделан по тому же принципу, что и костюм для космонавтов и, по сути, призван решать такие же проблемы, только в несколько иной плоскости.  Многие дети с ДЦП не могут ходить по причине того, что их мышцы не имеют прочной связи с центральной нервной системой, костюм Адели, создавая искусственную нагрузку на мускулатуру, нормализует нервные импульсы и тем самым связывает мышцы и суставы с центральной нервной системой, создавая прочную связь. Нормализация афферентного потока активирует участки головного мозга, отвечающие за моторные функции, стимулирует их, обучает и подтягивает отстающие в развитие функциональные системы.

Систематические занятия в костюме для реабилитации Адели позволяет достичь видимых результатов за короткий период времени.  Положительные результаты от занятий, в той или иной степени (в зависимости от тяжести заболевания) в этом костюме отмечаются в 98% случаев. Без преувеличения можно сказать, что данная результативность является потрясающей!  Безусловно, чтобы достичь таких результатов придется поработать, особенно важно соблюдать строгие условия тренировок.

Это важно:

  • Заниматься ежедневно от 30 до 120 минут.
  • Перед тем как начать заниматься в костюме Адели, необходимо хорошо размять мышцы. В положении лежа, при помощи легкого массажа и простых упражнений.
  • После разогрева мышц ребенка, необходимо правильно надеть костюм и позаниматься в нем.
  • После занятий желательны физиотерапевтические и лечебные процедуры.
  • Периодичность занятий в костюме: от 24 до 28 дней, с повторением цикла занятий через 3-4 месяца.
  • Важно: перед началом курса занятий в реабилитационном костюме необходимо проконсультироваться с лечащим врачом, так как есть противопоказания для его использования.

Уникальность:

Так занятия в костюме Адели противопоказаны при:

  • деструктивные изменения в позвоночнике,
  • вывихи тазобедренных суставов,
  • грубые деформации позвоночника,
  • эпилепсия в приступном периоде,
  • выраженное снижение интеллекта или грубые нарушения психо-эмоциональной сферы,
  • соматические заболевания в стадии декомпенсации,
  • лихорадочные состояния,
  • вывихи и тяжелые формы эпилепсии.

Костюм Адели для детей с ДЦП состоит из:

• жилета,
• шапочки,
• шортиков,
• наколенников.

Все элементы соединены между собой ремешками. В составе костюма используется 40 эластичных жгутов, которые закрепляются в определенных местах и действуют по принципу мышц антагонистов,  обучая нервную систему ребенка и создавая прочную связь между мозгом и мышцами.

На сегодняшний день реабилитационный костюм Адели является одним из самых эффективных средств для того, чтобы поставить ребенка с ДЦП на ноги и научить его ходить.

Использовать костюм можно с одного года и роста от 80 см.

Как подобрать размер костюм для ДЦП Адели?

Для определения нужного размера надо знать лишь два параметра - рост и объем груди.


Костюмы выпускаются ростом:
80-110 см,
110-128 см,
128-140 см,
140-150 см,
150-160 см,
152-158 см,
164-170 см,
170-182 см.

Для них размер груди не нужен, ширина жилета регулируется шнуровкой.


Размер груди понадобится, если надо заказать костюмы ростом:
152-158 см,
164-170 см.

170-182см.

Для них производитель предлагает жилеты с объемом груди:
68-72 см,
76-80 см,
84-88 см.

Статья с обзором реабилитационных костюмов.

mir-rehab.ru

Как правильно подобрать средства реабилитации для детей с ДЦП и другими двигательными нарушениями

У каждого из нас есть право принимать участие в социальной жизни.
Надо стремиться сделать так, чтобы любой человек, с инвалидностью или без, мог быть полноправным членом общества.

Данные установки требуют от производителей, реабилитологов и других специалистов особых усилий — от качества их работы за- висит, будет ли изделие подобрано оптимально по техническим и медицинским параметрам, чтобы дать возможность пользовате- лю взаимодействовать с социумом. Только в этом случае дети смо- гут общаться, активно познавать мир и влиять на него.

Свобода является неотъемлемой частью социальной жизни. Чем мобильнее чувствует себя ребенок, тем легче ему дается общение со сверстниками. Для достижения этой цели дети с двигательны- ми нарушениями нуждаются в средствах реабилитации, помогаю- щих принимать вертикальное положение, вопреки законам грави- тации — вставать, сидеть, выпрямляться и двигаться.

Прогулочные кресла-коляски для детей с ДЦП и другими двигательными нарушениями, используются не только для перемещения ребенка. Они помогают детям поддерживать физиологическую( правильную) позу, воспринимать окружающий мир и общаться с другими.

Не менее важно и то, что прогулочные коляски для детей с ДЦП   должны быть удобными и для сопровождающего лица. Те специалисты, которые принимают во внимание все эти факторы, делают для родителей и их детей гораздо больше, чем просто подбирают техническое средство реабилитации — они дают детям возможность найти свое место в обществе.

Какие преимущества в использовании технических средств реабилитации?
  1. Улучшают качество жизни.
  2.  Обеспечивают независимость.
  3. Создают базу для развития самооценки.
  4. Повышают мобильность.
  5. Помогают двигаться.
  6.  Поддерживают процесс реабилитации.
  7. Корректируют патологическую позу в движении.
  8. Поддерживают оптимальную и стабильную позу.
  9.  Поддерживают выполнение ежедневных активностей.
  10.  Обеспечивают социальную интеграцию.
  11.  Уменьшают развитие котрактур.
  12.  Помогают сопровождающим.
  13. Исключают асимметрию в позе.
  14.  Обеспечивают профилактику развития вторичных проблем.
  15.  Помогают в регуляции мышечного тонуса.

Выбор технических средств реабилитации при различных заболеваниях детей и подростков зависит главным образом от их возраста, степени и прогноза его заболевания. 

Для правильного выбора ТСР для детей с ДЦП и другими двигательными нарушениями возникает необходимость определения уровня функциональных возможностей ребенка. 

Используя данную классификацию, можно выбрать оптимальные технические средства, которые повысят качество жизни ребенка и его семьи, предоставят возможность ребенку стать более самостоятельным и независимым. 

Так, например, при некоторых заболеваниях стоит обратить особое внимание на выбор инвалидной коляски с облегченным управлением - ребенок в состоянии будет управлять только ею. 


ОТ 2-Х ЛЕТ


ОТ 2 ДО 4-Х ЛЕТ


ОТ 4 ДО 6 ЛЕТ



ОТ 6 ДО 12 ЛЕТ
ОТ 12 ДО 16 ЛЕТ


rosmedmag.ru

ИПР

Пункт раздела «Технические средства реабилитации» федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду*

Номер вида технического средства реабилитации (изделий)

Вид технического средства реабилитации (изделия)

Наименование технического средства реабилитации (изделия), самостоятельно приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет

6. Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни

6-01

Трость опорная, регулируемая по высоте, без устройства противоскольжения Трость опорная с функцией по регулированию высоты без устройства противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-02

Трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения Трость опорная, с функцией по регулированию высоты, с устройством противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-03

Трость опорная, не регулируемая по высоте, без устройства противоскольжения Трость опорная, не регулируемая по высоте, без устройства противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-04

Трость опорная, не регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения Трость опорная, не регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-05

Трость опорная с анатомической ручкой, регулируемая по высоте, без устройства противоскольжения Трость опорная с анатомической ручкой с функцией по регулированию высоты без устройства противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-06

Трость опорная с анатомической ручкой, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения Трость опорная с анатомической ручкой с функцией по регулированию высоты с устройством противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-07

Трость опорная с анатомической ручкой, не регулируемая по высоте, без устройства противоскольжения Трость опорная с анатомической ручкой, не регулируемая по высоте, без устройства противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-08

Трость опорная с анатомической ручкой, не регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения Трость опорная с анатомической ручкой, не регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-09

Трость 3-опорная, регулируемая по высоте, без устройства противоскольжения Трость 3-опорная с функцией по регулированию высоты без устройства противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-10

Трость 3-опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения Трость 3-опорная с функцией по регулированию высоты, с устройством противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-11

Трость 3-опорная, не регулируемая по высоте, без устройства противоскольжения Трость 3-опорная, не регулируемая по высоте, без устройства противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-12

Трость 3-опорная, не регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения Трость 3-опорная, не регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-13

Трость 3-опорная с анатомической ручкой, регулируемая по высоте, без устройства противоскольжения Трость 3-опорная с анатомической ручкой с функцией по регулированию высоты без устройства противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-14

Трость 3-опорная с анатомической ручкой, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения Трость 3-опорная с анатомической ручкой с функцией по регулированию высоты с устройством противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-15

Трость 3-опорная с анатомической ручкой, не регулируемая по высоте, без устройства противоскольжения Трость 3-опорная с анатомической ручкой, не регулируемая по высоте без устройства противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-16

Трость 3-опорная с анатомической ручкой, не регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения Трость 3-опорная с анатомической ручкой с функцией по регулированию высоты с устройством противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-17

Трость 4-опорная, регулируемая по высоте, без устройства противоскольжения Трость 4-опорная с функцией по регулированию высоты без устройства противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-18

Трость 4-опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения Трость 4-опорная с функцией по регулированию высоты с устройством противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-19

Трость 4-опорная, не регулируемая по высоте, без устройства противоскольжения Трость 4-опорная, не регулируемая по высоте без устройства противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-20

Трость 4-опорная, не регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения Трость 4-опорная, не регулируемая по высоте с устройством противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-21

Трость 4-опорная с анатомической ручкой, регулируемая по высоте, без устройства противоскольжения Трость 4-опорная с анатомической ручкой с функцией по регулированию высоты без устройства противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-22

Трость 4-опорная с анатомической ручкой, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения Трость 4-опорная с анатомической ручкой с функцией по регулированию высоты с устройством противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-23

Трость 4-опорная с анатомической ручкой, не регулируемая по высоте, без устройства противоскольжения Трость 4-опорная с анатомической ручкой, не регулируемая по высоте, без устройства противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-24

Трость 4-опорная с анатомической ручкой, не регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения Трость 4-опорная с анатомической ручкой с функцией по регулированию высоты с устройством противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-25

Трость тактильная гибкая составная Трость тактильная гибкая составная, в том числе с дополнительными функциями

6-26

Трость тактильная гибкая телескопическая Трость тактильная гибкая телескопическая, в том числе с дополнительными функциями

6-27

Трость тактильная жесткая составная Трость тактильная жесткая составная, в том числе с дополнительными функциями

6-28

Трость тактильная жесткая телескопическая Трость тактильная жесткая телескопическая, в том числе с дополнительными функциями

6-29

Костыли с опорой под локоть с устройством противоскольжения Костыли с опорой под локоть с устройством противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-30

Костыли с опорой под локоть без устройства противоскольжения Костыли с опорой под локоть без устройства противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-31

Костыли с опорой на предплечье с устройством противоскольжения Костыли с опорой на предплечье с устройством противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-32

Костыли с опорой на предплечье без устройства противоскольжения Костыли с опорой на предплечье без устройства противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-33

Костыли подмышечные с устройством противоскольжения Костыли подмышечные с устройством противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-34

Костыли подмышечные без устройства противоскольжения Костыли подмышечные без устройства противоскольжения, в том числе с дополнительными функциями

6-35

Опора в кровать веревочная Опора в кровать веревочная, в том числе с дополнительными функциями

6-36

Опора в кровать металлическая Опора в кровать металлическая, в том числе с дополнительными функциями

6-37

Ходунки шагающие Ходунки шагающие, в том числе с дополнительными функциями

6-38

Ходунки на колесах Ходунки на колесах, в том числе с дополнительными функциями

6-39

Ходунки с опорой на предплечье Ходунки с опорой на предплечье, в том числе с дополнительными функциями

6-40

Ходунки, изготавливаемые по индивидуальному заказу Ходунки, изготавливаемые по индивидуальному заказу, в том числе с дополнительными функциями

6-41

Ходунки с подмышечной опорой Ходунки с подмышечной опорой, в том числе с дополнительными функциями

6-42

Ходунки-роллаторы Ходунки-роллаторы, в том числе с дополнительными функциями

6-43

Поручни (перила) для самоподнимания угловые Поручни (перила) для самоподнимания; поручни (перила) для самоподнимания угловые; поручни (перила) для самоподнимания угловые, в том числе с дополнительными функциями

6-44

Поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные) Поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные), в том числе с дополнительными функциями
7. Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные

7-01

Кресло-коляска с ручным приводом базовая комнатная, в том числе для детей-инвалидов Кресло-коляска с ручным приводом комнатная, в том числе для детей-инвалидов

7-02

Кресло-коляска с ручным приводом базовая прогулочная, в том числе для детей-инвалидов Кресло-коляска с ручным приводом прогулочная, в том числе для детей-инвалидов

7-03

Кресло-коляска с ручным приводом с жестким сидением и спинкой комнатная, в том числе для детей-инвалидов Кресло-коляска с ручным приводом с жестким сидением и спинкой комнатная, в том числе для детей-инвалидов, в том числе с дополнительными функциями

7-04

Кресло-коляска с ручным приводом с жестким сидением и спинкой прогулочная, в том числе для детей-инвалидов Кресло-коляска с ручным приводом с жестким сидением и спинкой прогулочная, в том числе для детей-инвалидов, в том числе с дополнительными функциями

7-05

Кресло-коляска с ручным приводом с откидной спинкой комнатная, в том числе для детей-инвалидов Кресло-коляска с ручным приводом с откидной спинкой комнатная, в том числе для детей-инвалидов, в том числе с дополнительными функциями

7-06

Кресло-коляска с ручным приводом с откидной спинкой прогулочная, в том числе для детей-инвалидов Кресло-коляска с ручным приводом с откидной спинкой прогулочная, в том числе для детей-инвалидов, в том числе с дополнительными функциями

7-07

Кресло-коляска с ручным приводом с регулировкой угла наклона подножки (подножек) комнатная, в том числе для детей-инвалидов Кресло-коляска с ручным приводом с регулировкой угла наклона подножки (подножек) комнатная, в том числе для детей-инвалидов, в том числе с дополнительными функциями

7-08

Кресло-коляска с ручным приводом с регулировкой угла наклона подножки (подножек) прогулочная, в том числе для детей-инвалидов Кресло-коляска с ручным приводом с регулировкой угла наклона подножки (подножек) прогулочная, в том числе для детей-инвалидов, в том числе с дополнительными функциями

7-09

Кресло-коляска с ручным приводом для больных ДЦП комнатная, в том числе для детей-инвалидов Кресло-коляска с ручным приводом для больных ДЦП комнатная, в том числе для детей-инвалидов, в том числе с дополнительными функциями

7-10

Кресло-коляска с ручным приводом для больных ДЦП прогулочная, в том числе для детей-инвалидов Кресло-коляска с ручным приводом для больных ДЦП прогулочная, в том числе для детей-инвалидов, в том числе с дополнительными функциями

7-11

Кресло-коляска с рычажным приводом прогулочная, в том числе для детей-инвалидов Кресло-коляска с рычажным приводом прогулочная, в том числе для детей-инвалидов, в том числе с дополнительными функциями

7-12

Кресло-коляска с приводом для управления одной рукой комнатная, в том числе для детей-инвалидов Кресло-коляска с приводом для управления одной рукой комнатная, в том числе для детей-инвалидов, в том числе с дополнительными функциями

7-13

Кресло-коляска с приводом для управления одной рукой прогулочная, в том числе для детей-инвалидов Кресло-коляска с приводом для управления одной рукой прогулочная, в том числе для детей-инвалидов, в том числе с дополнительными функциями

7-14

progavrichenko.ru

Средства реабилитации детей: виды и возможные методики

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, более 200 млн. детей в  мире нуждаются в восстановительной терапии. Индивидуальная программа должна подбираться для каждого отдельного ребенка, учитывая личные особенности организма и характер травмы. В зависимости от этого назначаются и средства реабилитации детей.

Ограничение движения может быть врожденное и приобретенное. Если малыш с рождения имеет некую патологию, то реабилитация – это основа лечения. Иногда ограничение движения возникает из-за полученной травмы. Дети очень подвижные и активные, а поэтому риск возникновения травматизма высок.

Понятие реабилитация детей

Под реабилитацией подразумевают полное устранение патологических состояний в организме и обеспечение его дальнейшего гармоничного развития.

Отличием восстановительной и лечебной терапии является то, что реабилитация позволяет больному возобновить нормальную жизнедеятельность, которая будет соответствовать его возрастным особенностям. Максимальной эффективностью обладает комплексное выполнение восстановления и лечения.

Для детей с ограниченными возможностями подбирается индивидуальная программа реабилитации (ИПР). Она включает определенные виды, формы и объемы мероприятий, которые компенсируют нарушенные функции организма. Цели реабилитационного процесса:

  1. Восстановление функционирования всего организма.
  2. Адаптация к социально-бытовым условиям.
  3. Возобновление способности к обучению.

Выделяют следующие виды:

  1. Медикаментозная, предполагает лечебную терапию, которая начинается при выявлении заболевания или получения травмы и заканчивается полным восстановлением организма. С помощью психотерапии необходимо сформировать адекватное отношение к болезни, вселить веру, что выполнение программы позволит улучшить состояние здоровья. Не допустить возникновения психологической травмы.
  2. Социальная реабилитация – это установление режима дня, который будет соответствовать возрасту и образу жизни. Разработка определенных правил, которых необходимо придерживаться при уходе. Предоставление социальной помощи, которая заключается в бесплатном лечении, оплате медикаментов, посещении санатория, материальной помощи и так далее.
  3. Трудовая реабилитация включает подготовку к процессу обучения, усвоение школьной и дошкольной программы. Если патология приобретенная, то не рекомендуется надолго прерывать учебный процесс. В специализированных клиниках по восстановлению есть классы, где проходит обучение. Программа может несколько отличаться от школьной, быть легче.

Виды средств реабилитации детей

Технические средства реабилитации детей – это устройства, которые позволяют компенсировать или полностью устранить ограничение. Средства необходимы для:

  • самообслуживания;
  • ухода;
  • ориентирования в пространстве;
  • обучения;
  • передвижения.

Важно! Имеющим ограниченное движение необходимо использовать специальные протезы.

Технические средства реабилитации детей инвалидов включают:

  • опоры, поручни;
  • инвалидные коляски;
  • протезы;
  • трости;
  • специальную ортопедическую обувь;
  • матрасы, которые не допускают образования пролежней;
  • средства, помогающие одеваться;
  • специальную одежду;
  • устройства, помогающие читать;
  • слуховые аппараты;
  • собак поводырей;
  • звуковые сигнализаторы.

Согласно программе ИПР, средства должны выдаваться бесплатно. При этом их запрещено продавать, передавать в пользование иным людям.

Существуют специальные сроки использования:

  • трости – до 2-х лет;
  • поручни – свыше 7 лет;
  • обувь – 3 месяца.

По завершении срока годности средство необходимо менять.

Описание технических средств и правила использования

Трости, опоры, поручни идут различных модификаций. Предназначены для тренировки инвалидов, а также в период реабилитации. Направлены на улучшение способности к самостоятельному передвижению. Есть детские, взрослые, а также с фиксацией на руке.

Костыли направлены на облегчение передвижения. Высота регулируется в зависимости от роста. В некоторых моделях есть комплектация для зимы, резиновая насадка.

Трость для передвижения слепых. Помогает детям ориентироваться как в домашних условиях, так и на улице. Специальная насадка издает характерный звук при дотрагивании до объекта.

Средства реабилитации для детей инвалидов включают ходунки. Они помогают самостоятельно передвигаться детям с ограниченными способностями. Трубчатая рама оснащена двумя парами колес на передних стойках, двумя резиновыми наконечниками на задних. Для передвижения достаточно приподнять задние стойки, перекатить ходунки, сделав шаг.

Инвалидная коляска комплектуется рамой, колесами, подлокотниками, опорой для ног, сидением со спинкой и специальными ручками для передвижения. Детям коляски подбирают в зависимости от роста.

Современные модели оснащены электроприводом.

Протезы делятся на:

  1. Эндопротез – орган (или его отдельные элементы), который расположен в глубине организма.
  2. Ортез – предназначен для частичной или полной фиксации суставов либо костей после оперативного вмешательства, патологии.

Ортопедическая обувь – это специальные модели, которые имеют определенную конструкцию для компенсации утраченных функций нижних конечностей. Устранение дефекта стоп.

Средства технической реабилитации детей ДЦП помогают одеваться, обуваться: манипуляторы для застегивания пуговиц, приспособления, позволяющие одевать одежду, завязывать шнурки.

Специальные устройства приема пищи, поильники облегчают жизнь детей-инвалидов.

На сегодняшний день есть специальные компьютерные программы, которые рассчитаны специально для детей с ограниченными способностями. Большая экранная лупа, программа читки текста и преобразования его в звук и так далее.

При плохом слухе применяются слуховые аппараты различных модификаций.

Важно! Подбирать необходимое устройство должен врач.

Методики реабилитации

Существуют следующие методики реабилитации:

  1. Лечение водными процедурами: плавание в бассейне, применение гидротерапии.
  2. ПЭТ терапия или лечение животными: лечение лошадьми, дельфинами, кошками.
  3. Использование гимнастических тренажеров, мячей, лесенок включая средства реабилитации для детей инвалидов ДЦП.
  4. Грязевые и парафиновые аппликации, после которых повышается активность мышц.
  5. Массаж.
  6. Физиотерапевтические методы лечения с применением ультразвукового излучения, магнитного тока.
  7. Занятия с психологом и логопедом.
  8. Терапия Монтессори, которая помогает концентрировать внимание.
  9. Методика Бобат. Суть ее заключается в придании конечности противоположного положения тому, которое она принимает сама.
  10. При необходимости – хирургическое вмешательство.
  11. Санаторно-курортное лечение.

Существует большое количество программ, которые разрабатываются специалистами реабилитационных центров.

Внимание! Физическое восстановление при ДЦП должно начаться как можно раньше. Ведь бездействие приведет к атрофии мышц и развитию осложнений.

Обеспечение ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации

По закону, во время действия ИПР государство должно предоставлять бесплатно средства реабилитации для детей с ДЦП и иными нарушениями.

Перечень средств и услуг для детей с ДЦП:

  • ходунки;
  • вертикализатор;
  • ортезирование;
  • лечение в санатории.

Если данное условие не выполняется, то есть основания для обращения в суд. Когда средство, которое указано в программе, государство по каким-либо причинам не может предоставить или же родители сами купили его, государство выплачивает денежную компенсацию в размере его стоимости.

Государство берет на себя обязательства по обеспечению детей инвалидов техническими средствами реабилитации, данные условия должны безукоризненно выполняться.

Выводы

Реабилитация оказывает колоссальное влияние на организм. Максимального результата можно добиться, когда родители, медики, психологи, преподаватели объединены одной целью – как можно быстрее помочь ребенку. Важен грамотный подход, а не навязывание выполнение определенных упражнений.

fiziotera.ru

Реабилитация ДЦП: пытки запрещены! | Милосердие.ru

Цели реабилитации: как выстроить для своего ребенка реабилитационный маршрут

Здравствуйте, уважаемые слушатели! Меня зовут Елена Владимировна Семенова, я врач-невролог, реабилитолог, заведую детским отделением в Марфо-Мариинском медицинском центре «Милосердие». Наш центр занимается реабилитацией детей с ДЦП с 2010 года, уже 8 лет, довольно успешно.

Портал «Милосердие.ру» попросил меня выступить с небольшой лекцией для родителей о том, что такое реабилитационный маршрут ребенка с ДЦП. Сегодня мы об этом поговорим: о реабилитации, о целях реабилитации, о роли родителей и специалистов.

Что такое ДЦП

Начнем сначала. Детский церебральный паралич – это группа не прогрессирующих расстройств движения и поддержания позы, связанных с перинатальным поражением головного мозга плода или новорожденного, нарушающих функциональную активность ребенка. Повреждение мозга плода или новорожденного происходит, как правило, во время беременности, родов или в первые два года после рождения, пока мозг ребенка еще развивается.

Основой клинической картины ДЦП являются двигательные нарушения, которым могут сопутствовать нарушения когнитивных и коммуникативных функций, нарушения зрения, слуха, судорожные приступы и нарушения поведения.

Семье, столкнувшейся с болезнью и нарушением развития своего, ребенка приходится нелегко. К тяжелым эмоциональным переживаниям, связанным непосредственно с болезнью, присоединяются растерянность и тревога, связанные с тем, что родители не всегда четко понимаю, каков дальнейший план их действий, что им необходимо сделать в первую очередь, что запланировать на будущее, какие перспективы развития есть у их ребенка? И за всем этим они обращаются к специалистам.

Первым необходимым этапом является установление диагноза. Для этого понадобится полноценное обследование, чтобы наиболее полно уточнить имеющиеся нарушения, и получить первоначальные рекомендации по лечению и коррекции. Как правило, обследование проводится в стационаре, но у родителей есть право отказаться от госпитализации и обследоваться амбулаторно.

В некоторых случаях при наличии показаний будет проводиться исключение других заболеваний нервной системы. Например, нарушения обращения органических и аминокислот, синдромальной патологии, прогрессирующих заболеваний нервной системы. Особенно важно это сделать, если беременность и роды протекали нормально, или в семье были случаи рождения детей с патологией центральной нервной системы.

Либо есть какие-то другие факторы, которые заставляют врачей насторожиться относительно диагноза. Например, не совсем типичная клиническая картина или отсутствие характерных изменений на МРТ. Это необходимо сделать для того, чтобы понимать прогноз заболевания. И, кроме того, некоторые заболевания требуют патогенетической терапии для предотвращения ухудшения состояния ребенка.

Получение инвалидности

Для получения статуса «ребенок-инвалид» и разработки ИПРА необходимо пройти медико-социальную экспертизу. Получение инвалидности и оформление ИПРА -индивидуальной программы реабилитации и абилитации — будет следующим этапом. Это необходимо сделать, если ребенку установлен диагноз ДЦП, для того, чтобы в дальнейшем ребенок мог получать помощь государства для своей реабилитации. И ребенок, и семья. Поскольку это очень ресурсно-затратно, и семье одной не справиться.

Для оформления инвалидности и индивидуальной программы реабилитации и абилитации в поликлинике по месту жительства необходимо оформить направление на медико-социальную экспертизу, содержащую заключение и рекомендации врачей-специалистов. Очень важно, чтобы эти рекомендации были максимально полными и содержали все виды средств технической реабилитации и ортопедических изделий, которые могут понадобиться ребенку в будущем; и были указаны все виды реабилитации, в которых нуждается ребенок. В том числе, и психолого-педагогическая реабилитация. Подробные инструкции по оформлению инвалидности ребенка можно посмотреть на сайте «Особое детство» в разделе «Правовой навигатор».

С того момента, как ребенок получает статус «ребенка-инвалида», на него распространяются действия законов, обеспечивающих права детей-инвалидов на территории Российской Федерации. Это два основных закона.  Международная конвенция по правам инвалидов, которая, в частности, обязует государство обеспечить инвалидам комплексные абилитационные и реабилитационные услуги и программы в сфере здравоохранения, занятости, образования и социального обслуживания, организованные таким образом, чтобы эти услуги и программы начинали реализовываться как можно раньше, и были основаны на многопрофильной оценке нужд и сторон индивида; способствовали вовлечению и включению в местное сообщество и во все аспекты жизни общества, имели добровольный характер, и были доступны для инвалидов как можно ближе к местам их непосредственного проживания, в том числе, в сельских районах.

Если сказать проще, то государство – Российская Федерация, — ратифицировав действия Международной конвенции по правам инвалидов на территории нашего государства в 2014 году, взяло на себя обязательство по созданию всех необходимых условий для создания системы реабилитации (в том числе, для этого) детей-инвалидов. Причем, эти услуги ребенок-инвалид имеет право получать непосредственно по месту жительства, и получение этих услуг имеет добровольный характер.

Еще один закон, обеспечивающий права детей-инвалидов – это «Федеральный закон о социальной защите инвалидов Российской федерации» № 181 ФЗ. В частности, в статье №11, касающейся индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида дано определение ИПРА как комплекса оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к определенным видам деятельности. Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти.

Помощь должна быть комплексной

‚

Проблемы пациентов с ДЦП затрагивают различные сферы здоровья и активности, поэтому помощь, которую специалисты оказывают, должна быть комплексной, направленной на профилактику и лечение осложнений заболеваний, на развитие возможностей самого ребенка и на создание оптимальных условий, в которых он может максимально реализовать свой потенциал. Таких видов помощи довольно много.

В чем же нуждается ребенок с ДЦП? В регулярном специализированном медицинском наблюдении непосредственно по месту жительства, в профилактике осложнения основного заболевания. В своевременном лечении сопутствующих патологий, в системе раннего вмешательства, которая организуется специалистами психолого-педагогического профиля и занимающихся обучением родителей и развитием навыка ребенка. В лечении осложнений заболевания, в том числе, хирургических в специализированных стационарах.

В медицинской реабилитации на базах стационаров, реабилитационных центров, в лабораторной форме или в форме дневных стационаров или стационарно, в зависимости от потребностей ребенка. В правильно организованной регулярной физической активности на дому и в различных спортивных секциях или в реабилитационных центрах по месту жительства.

Нуждается в адекватной, то есть, в соответствующем потребностям ребенка, организации среды, обеспечивающей ему максимальную возможность включенности в жизнь общества. В обеспечении различными ортопедическими изделиями – ортезами, корсетами, в зависимости от потребностей ребенка, и их своевременной замене. В адекватно подобранных ТСР – технических средств реабилитации.

В паллиативной помощи в случае ее необходимости. В социально-бытовой адаптации, то есть, обучению мелкому самообслуживанию, повседневным бытовым навыкам. В социально-педагогической реабилитации: детские сады, школы, различные центры, специализирующиеся на этом виде помощи. Общее образование с учетом возможностей ребенка. Профессиональная ориентация и обучение. Санаторно-курортное лечение. Обучение родителей и группы психологической поддержки.

Как видим, это очень широкий спектр задач, решить которые все непосредственно вместе в одном реабилитационном центре невозможно. Эти задачи для решения большого количества структур как медицинских, так и социальных.

Мультидисциплинарная команда специалистов

Оптимально, если в оказании помощи ребенку-инвалиду участвует мультидисциплинарная команда специалистов. Это и врачи разных специальностей: педиатр, невролог, ортопед, реабилитолог или врач ЛФК. При необходимости, врачи других специальностей: диетолог, офтальмолог, эпилептолог, нейрохирург. Какие-то еще другие специалисты: специалисты ЛФК, эрготерапевт, протезист, психолог, логопед. Специалист по социально-бытовой адаптации, педагоги, социальные работники и юристы.

Внимание специалистов при составлении программ помощи ребенку с церебральным параличом должно быть направлено на его способность к передвижению, поддержания позы и длительной активности, способность к коммуникации, сопутствующие заболевания, повседневную активность, уход за ребенком, качество жизни ребенка.

Современные реабилитации представляют собой комплекс мероприятий, включающих медицинскую, физическую, психолого-педагогическую, социально-бытовую реабилитацию. Не ограничиваясь лишь двигателем развития ребенка в процессе реабилитации, мы должны стремиться развивать его личность в целом.

Наша глобальная цель – сделать так, чтобы проявления болезни были минимизированы, осложнения предотвращены или устранены полностью, вовремя и с минимальными затратами.

Чтобы ребенок рос и развивался, жил полноценной жизнью в кругу любящей семьи и друзей. Получил образование и вырос бы взрослым, способным на независимую самостоятельную жизнь, насколько это возможно, не утратив веры в себя и свою ценность.

Компоненты реабилитации – это:

— Медицинское наблюдение, педагогическое сопровождение.

— Педагогическое сопровождение.

— Физическая терапия  — развитие двигательных навыков, обучение повседневной двигательной активности.

Для решения каждой проблемы есть методы и средства с доказанной эффективностью. Есть методы, эффективность которых не подтверждена. И хочу обратить ваше внимание, что

пытки запрещены по отношению ко всем людям, в том числе, по отношению к детям-инвалидам.

К сожалению, некоторые из методов реабилитации, которые мы видим – в частности, которые нам показывают родители наших детей, снимая на видео реабилитацию в каких-то частных учреждениях или с приглашенными специалистами на дому, — больше напоминает пытки, чем реабилитацию. И это категорически запрещено!

Если вы сомневаетесь, ваш ребенок кричит от боли и ужаса или он кричит потому, что он, в принципе, не хочет заниматься, мой совет, как врача – проверьте его пульс. Если он участился настолько, что вы его даже сосчитать не можете – ребенок испытывает колоссальный физический стресс. Научиться ничему новому в состоянии такого дикого стресса в принципе невозможно, и это бессмысленно и вредно.

Эрготерапия – это еще один из компонентов реабилитации, и он направлен на то, чтобы сделать человека способным к независимой самостоятельной жизни максимально, насколько это возможно, с помощью адаптации среды и задач, которые стоят перед ребенком. В том числе, с использованием технических средств реабилитации.

Социальная адаптация тоже один из компонентов реабилитации – развитие навыков самообслуживания.

Социальная активность, которую тоже ни в коем случае нельзя упускать из виду. Это общение, развитие самостоятельности, познавание среды и развитие социальных навыков (посещение магазина, поликлиники, кафе, театра и так далее). Это всё ребенку в жизни пригодится.

Медицинское наблюдение ребенка

 

Для чего ребенку с ДЦП нужно медицинское наблюдение? Педиатр нужен, чтобы следить за состоянием его общего здоровья и физическим развитием, например, прибавкой в весе у детей, у которых есть сложности с кормлением, а также за состоянием дыхательной системы при риске аспирации пищи и при необходимости дать рекомендации по питанию, лечению соматических заболеваний (анемии, нарушениями работы сердца, желудочно-кишечного тракта). При необходимости педиатр привлечет узких специалистов, например, диетолога, гематолога и других.

Необходимо регулярно осматривать ребенка у офтальмолога, чтобы уточнить состояние зрения и лечить выявленные нарушения.

Эпилептолог понадобится ребенку, если диагностирована эпилепсия для того, чтобы контролировать ее течение, подбирать препараты, оценивать их концентрацию в крови, своевременно проводить коррекцию дозы, если это потребуется.

Стоматологу желательно показывать ребенка, чтобы избежать кариеса зубов и с нарушениями прикуса для того, чтобы в будущем ваш ребенок мог без проблем жевать пищу и, вообще, питаться.

Кардиолог – чтобы учитывать состояние сердца при физических нагрузках, – не обязательно, не всем детям, но может понадобиться.

Невролог проводит необходимое обследование, определяет диагноз и уровень крупной моторики по системе классификации глобальных моторных функций GMFCS, определяет уровень спастичности в различных группах мышц, дает рекомендации по реабилитации, в случае необходимости назначает медикаментозное лечение.

При необходимости врачи могут предложить эффективные способы снижения спастичности мышц у вашего ребенка – такие, как ботулинотерапия и некоторые виды хирургических операций.

Регулярные осмотры невролога и ортопеда необходимы, чтобы предотвратить различные осложнения ДЦП – контрактур и вывихов суставов, и устранить их путем операции, если осложнения произошли. На сегодняшний день существуют специальные программы стандартизированного наблюдения детей с ДЦП с заданными коридорами показателей определенных ортопедических тестов и данных рентгенографии тазобедренных суставов, которые позволяют вовремя принять необходимые меры профилактики и избежать осложнений.

Стандартизированное медицинское наблюдение включает:

Оценку функциональных возможностей ребенка с ДЦП с использованием стандартных шкал.

Клиническую оценку спастичности и проведение функциональной гониометрии.

Проведение рентгенологических методов исследования.

Оценку проводимости этапного лечения.

Определение маршрута пациента.

Регулярные осмотры невролога и ортопеда детей с ДЦП: до 6 лет – один раз в шесть месяцев, после 6 лет – один раз в год.

И рентген тазобедренных суставов: детям с I уровнем GMFCS – по показаниям; со II уровнем GMFCS – в 2 года и в 6 лет, в остальное время – по показаниям; с III, IV, V уровнем GMFCS – один раз в год до 6 лет, потом – по показаниям.

При угрозе развития контактур суставов врачом назначаются и подбираются необходимые ортопедические изделия – например, туторы на голеностопные суставы для ходьбы, разводящие шины на бедра (SWASH) и другие. За изготовлением этих изделий в ортопедическую мастерскую необходимо обращаться с заключением врача, который должен точно указать, что именно нужно ребенку. Ортез обязательно должен быть удобным и не причинять ребенку дискомфорта, чтобы ребенок мог носить его. Когда ребенок вырастет из отреза, он должен быть вовремя заменен.

Уважаемые родители, обращаю ваше внимание, что

недостаточно просто иметь ортезы, чтобы они лежали в шкафу. Они не будут выполнять свою функцию таким образом. Ортезы должны использоваться в соответствии со схемой, назначенной вам врачом.

Если ортез на голеностопные суставы назначен для использования его во время сна, ребенок должен спать в нем каждую ночь, минимум 8 часов. Только тогда мы можем рассчитывать на эффективную профилактику осложнений. Если вы одеваете ночные туторы несколько раз в неделю (два – три раза на два часа), то это не имеет смысла, поскольку недостаточно для профилактики развития контрактур.

Предотвратить формирование контрактур суставов

Сейчас проговорим в целом, что мы можем сделать, чтобы предотвратить формирование контрактур суставов и деформации скелета при ДЦП. Ну, конечно, в первую очередь регулярно проходить осмотр у врача, чтобы оценить степень риска вторичных ортопедических осложнений и получить рекомендации по способам профилактики и лечения.

Важным средством является регулярная двигательная активность ребенка. Если ребенок не двигается самостоятельно, не может выполнять движение в суставах в полном объеме, ежедневно эти движения должны выполняться пассивно. Причем эти движения могут выполнять родители своими силами, это не занимает много времени. Ежедневно перед сном подвигать немного ручками, ножками вполне посильная задача.

Ребенок вовремя должен быть посажен и вертикализирован с использованием соответствующих ТСР, если эти недоступны самостоятельно. Вовремя – это значит нужно посадить ребенка в стульчик до года, начиная где-то с 8-9 месяцев, и поставить его в вертикализатор после года, если он сам не стоит. Важно, чтобы эти ТСР были грамотно подобраны. В позе стоя на разведенных прямых ногах ребенок должен находиться не менее часа в день. Это доказано снижает риск развития вывиха тазобедренных суставов в будущем.

Для лечения мышечной спастичности должны использоваться методы с доказанной эффективностью – ботулинотерапия, по показаниям лечение пероральными формами миорелаксантов, либо нейрохирургическое лечение. Массаж для лечения спастичности не эффективен. Не эффективны любые процедуры, эффект от которых сохраняется несколько часов. Например, прогревание.

Очень любят наши родители всевозможные тепловые процедуры, например, парафинотерапию. Говорят, что действительно спастичность снижается. Но обратите внимание  — насколько? Ненадолго. Этого недостаточно, чтобы в длительной перспективе снизить риск формирования контрактуры.

У детей со спастическими формами ДЦП при наличии патологических установок суставов необходимо использование туторов  на время сна, и, в некоторых случаях, гипсование конечностей по назначению врача-ортопеда.

У ходячих детей для исправления неправильной походки используются различные ортопедические аппараты на голеностопные суставы. Необходимо своевременно заменять ортопедические изделия по мере роста ребенка. Если ортез стал ребенку мал, надо заменить его в ближайшее время. Не надо ждать полгода до того момента, когда у вас подойдет срок компенсации по ИПР, чтобы через полгода получить новое изделие. За это время успеет сформироваться контрактура, и лечить ее будет очень сложно.

При неэффективности консервативного лечения проводится оперативное ортопедическое вмешательство на мягких тканях.

Физическая терапия

Переходим к следующему компоненту реабилитации – физическая терапия. Это неотъемлемая составляющая часть медицинской реабилитации. Она направлена на развитие, сохранение, улучшение или восстановление двигательных функций, нарушенных в результате болезни или травмы, которая использует упражнения лечебной физкультуры, физические факторы (такие как массаж и физиопроцедуры), вспомогательные устройства и обучение пациентов.

Физическая терапия позволяет улучшить мышечную силу, гибкость, выносливость, поддержание позы, походку, координацию, равновесие, контроль над болевыми симптомами и общее здоровье. Позволяет ребенку приобрести новые двигательные навыки, оптимизировать и закрепить уже существующие, подобрать необходимые технические устройства, облегчающие ребенку движения и делающие его более безопасным.

Лечебная физкультура должны проводиться регулярно и целенаправленно, способствуя приобретению ребенком новых двигательных навыков, препятствуя формированию патологических двигательных стереотипов, развивая мышечную силу и ловкость ребенка, тренируя навыки повседневной жизни, которые необходимы ребенку в данный момент, помогая ему решать его трудности с движением.

Поддерживающая терапия проводится на протяжении всей жизни ребенка, а затем и взрослого с ДЦП. Это длинная дистанция, поэтому надо грамотно рассчитывать ресурсы и возможности ребенка. Оптимально, если физическая активность станет постоянной частью жизни ребенка, будет добровольной и приносящей ему удовольствие.

Отдельное внимание необходимо уделять развитию моторики рук детей с ДЦП, с самого раннего возраста поощряя чувствительность, опору на руки, самостоятельные движения кисти и пальцев, захват, удержание и различные манипуляции с предметами разного размера, их перемещение. Это позволит развивать и совершенствовать навыки самообслуживания, бытовые и школьные навыки в будущем.

Эрготерапия  — это терапия, основанная на вовлечении пациента в значимые действия повседневной жизни, такие, как мобильность, навыки самообслуживания, игра, образование и социальное взаимодействие. А также для обеспечения условий и поощрения участия в такой деятельности, несмотря на нарушения или ограничения в физическом или умственном функционировании. Эрготерапия уделяет большое внимание адаптации среды к нуждам клиента, а также применению специального оборудования, облегчающего выполнение различных задач. В функции эрготерапевта входит также подбор или изготовление ортезов на кисть, для улучшения её функционирования.

Психолого-педагогическая реабилитация – это также обязательная часть программы медико-социальной реабилитации. Помощь логопеда необходима ребенку с ДЦП для диагностики и коррекции речевых нарушений; для развития речи как средства коммуникации; при необходимости обучения ребенка и семьи методикам альтернативной, невербальной коммуникации; для выявления и коррекции проблем с кормлением. Занятия с психологом, дефектологом, нейропсихологом необходимы для развития и коррекции психического развития ребенка с ДЦП.

Социально-бытовая адаптация направлена на выработку навыков самообслуживания, бытовых навыков, навыков социального участия. Прогресса в этой области можно добиться только в результате длительных, грамотно организованных занятий со специалистами, а также постоянного использования выработанных новых навыков дома, в быту. Ребенку необходимо предоставлять максимум доступной ему активности по самообслуживанию, не спешить на помощь с теми действиями, которые он способен выполнить самостоятельно. Специалисты могут рекомендовать различные приспособления, которые облегчат задачи ребенка.

Обучение родителей

Большую часть своего времени ребенок проводит дома, а не в реабилитационных центрах. Очень важно, как именно он сидит, стоит, ходит, играет, ест, отдыхает – дома. В большей степени от качества выполнения повседневной активности зависит насколько успешным будет освоение новых навыков, насколько правильными будут движения ребенка, насколько успешно они будут выполняться. Поэтому специалистам очень важно дать родителям необходимые знания о том, как правильно должен быть организован быт ребенка, какие средства должны для этого использоваться, каких поз и положение ребенка надо избегать, какие поддерживать, и как это делать. Еще очень важно научить родителей правильно перемещать ребенка, чтобы не навредить ни своему, ни его здоровью.

Технические средства реабилитации необходимы для поддержания ребенком правильной позы и профилактики деформаций скелета и вывихов суставов. При ДЦП используются кресла адаптированные; опоры для стояния и вертикализаторы; кресла-коляски; активные кресла с электроприводом; ходунки и трости медицинские опорные; различные приспособления для облегчения ухода за ребенком, такие, как подъемное устройство, в том числе в ванную комнату; кресло для купания; различные спортивные тренажеры. Технические средства реабилитации позволяют компенсировать ограничения активности ребенка, максимально используя его доступные возможности.

С целью компенсации дефицитарных функций при церебральном параличе могут использоваться различные приспособления и технические устройства, такие как устройства для коммуникации, слуховые аппараты, адаптированные посуда и столовые приборы для самостоятельного приема пищи, адаптивные письма и печати, различные приспособления, используемые в повседневной жизни для облегчения выполнения бытовых рутин (таких, как одевание, застегивание пуговиц, мытье и т.п.).

Адаптация среды позволяет приспособить ее к нуждам ребенка с двигательными нарушениями и этим расширить его возможности. В специально оборудованной среде, учитывающей потребности и ограничения ребенка, и предлагающей ему те двигательные задачи, решить которые он в состоянии, происходит ежедневная тренировка без постоянного обращения за помощью к родителям, что позволяет ему расти и развиваться.

Приоритеты в реабилитации меняются с возрастом ребенка

В младенчестве помимо медицинского наблюдения и лечения текущих заболеваний в случае необходимости, а также курсов медицинского массажа, помощь должна быть направлена на обучение родителей правильному позиционированию ребенка, стимуляции его развития посредством исследования окружающей среды и физических упражнений, уходу и кормлению. Программы ранней помощи могут уменьшить повреждение нервной системы, приводящее к развитию церебрального паралича, и, таким образом, предотвратить или мимизировать задержку психомоторного развития.

В отношении детей младшего возраста усилия специалистов будут фокусироваться на развитии мобильности ребенка и формировании навыков игры и самообслуживания.

В дошкольном возрасте главной целью реабилитации будет достижение независимой мобильности. Занятия лечебной физкультурой в этом возрасте должны проводиться регулярно и целенаправленно, важна их правильная организация.

В этом возрасте дети получают максимальное количество курсов реабилитации, однако их частота и интенсивность не должны быть чрезмерными. Это как раз та ситуация, когда поездка в реабилитационный центр организуется ради того, чтобы повысить уровень текущей функциональной активности ребенка, для того, чтобы ребенок освоил какие-то новые навыки. Затем дома в привычной обстановке он эти навыки должен закрепить и ввести в свой ритуал повседневной двигательной активности.

Если ребенок съездил в реабилитационный центр, научился там что-то делать но по приезду домой у него нет возможности этот навык реализовать, значит, эта реабилитация не дала ему ничего нового. Признаком успешности реабилитации является внедрение какого-то нового навыка в повседневную активность ребенка.

Если самостоятельной ходьбы или ходьбы с приспособлениями не удается добиться, до момента начала обучения в школе ребенок должен быть обучен использованию активного кресла или кресла с электроприводом, и такое кресло должно быть в его распоряжении.

Соответствуя потребностям подростков, акцент в их реабилитации должен смещаться в сторону коммуникации с окружающим миром и совершенствования навыков повседневной жизни, а также на необходимую помощь в получении образования.

В школьном возрасте нужда в реабилитации возникает в период скачков роста и после ортопедических хирургических вмешательств. В остальное время физическая активность должна постоянно присутствовать в жизни ребенка в любом виде, который ему нравится. Лучше, если он выберет его сам. Это может быть плавание, иппотерапия, слэдж-хоккей, «Лыжи мечты» и т.п. – что угодно. Необходима регулярная тренировка мышечной силы и подвижности суставов для сохранения текущего

www.miloserdie.ru

Вспомогательные средства реабилитации

анатомическое

антискользящее

бесшумное

водостойкое

гелевое

гипоаллергенное

для ног

для рук

ячеистое

против пролежней

разборное изделие

регулировка по высоте

таймер

чехол

электронный дисплей

электропривод

эффект памяти формы

шагомер

promedic.ru

ДЦП: обзор методик реабилитации. Часть 1

Дети с ДЦП постоянно проходят курсы реабилитаций, в разных центрах – разные методы. Чем они отличаются друг от друга?

Разбираясь с методиками реабилитаций церебрального паралича, корреспондент Софья Бакалеева собрала столько материала, что он не уместился в одну статью. Поэтому – оговоримся сразу – данный обзор неполный и будет продолжен.

Приведенные здесь методики — лишь инструменты реабилитации и адаптации ребенка с ДЦП. Важно, чтобы они попали в руки грамотного специалиста. В руках профессионального реабилитолога, понимающего свою компетенцию, учитывающего и уважающего интересы своего пациента, все эти методики становятся способом подарить пациенту с ДЦП иногда — независимость, иногда — свободу передвижения, но всегда — уверенность в себе.

Главное: у каждого вмешательства, у каждого нового витка реабилитации должна быть цель. Не далекая и не  абстрактная — «быть здоровым» или «быть как все».

 

Посмотрим на правый столбик и увидим аббревиатуру — SMART («умный»). Концепцию SMART-целей давно используют в бизнесе, в частной жизни для решения конкретных проблем и в том числе в реабилитации. Она доказала свою эффективность.

Физическая терапия (англ. physical therapy) (не путать с физиотерапией)

Возраст: любой

Автор: первым упоминанием об эффективном использовании массажа, манипулятивных техник и гимнастики считают 1813 год, когда отец шведской гимнастики Пер Хенрик Линг (Per Henrik Ling) основал Королевский центральный институт гимнастики (RCIG). Однако официальным днем рождения специальности «физический терапевт» считается 1894 год, когда четыре британские медсестры объединились в общество, чтобы использовать лечебный массаж и гимнастику в своей клинической практике. Всемирная конфедерация физической терапии (WCPT) была создана в 1951 году, и сегодня насчитывает 106 стран-членов.

На чем основан: метод основан на научном подходе и принципах доказательной медицины (evidence-based medicine).

Кому подходит: пациентам, имеющим самые разные заболевания и состояния в области неврологии, травматологии, ортопедии, кардиологии, паллиативной медицины, с самым разным течением и прогнозом.

Цель: в максимально возможной степени восстановить и поддержать способность человека к движению и независимости, развивать функциональные движения, не допустить либо ограничить развитие осложнений, например, контрактур, деформаций, пролежней, помочь клиенту контролировать боль и поддерживать функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Задачи: в фокусе физической терапии находится движение, причем максимально активное, которое инициирует сам пациент. Физические терапевты считают его восстановление и поддержание — главной целью своей деятельности. С ним связана любая наша активность, оно помогает общаться с людьми, устанавливать социальные контакты, проявлять чувства. В любом нашем движении неразрывно переплетены физические, социальные и психологические факторы.

Суть метода: физические терапевты применяют физические (естественные) методы воздействия на клиента, основанные на движении, мануальном воздействии, массаже, рефлексотерапии и действии тепла, света, высоких частот, ультразвука и воды. Но основным считает механическую силу и движение. Результатом работы физического терапевта являются максимально активные и правильные движения, которые планирует, инициирует и выполняет уже сам клиент (пациент) в рамках своего двигательного потенциала.

Способ: вмешательство физического терапевта — это:

— специально подобранные физические упражнения: тренировка силы, равновесия, компонентов движений и т.д. с учетом нарушений клиента и ряда других факторов;

— приемы, помогающие клиенту выполнить то или иное движение;

— выбор и формирование правильных поз (положений тела), облегчающих состояние человека и/или препятствующих возникновению осложнений;

— техники и приемы правильного перемещения пациентов;

— подбор и адаптация технических вспомогательных средств реабилитации;

— обучение клиентов и тех, кто им помогает (если им приходится перемещать пациента), правильному двигательному поведению.

Принципы: В настоящее время физические терапевты, эрготерапевты, как и многие другие профессионалы, используют так называемый проблемно-ориентированный подход. Процесс состоит из следующих шагов: оценки, планирования вмешательства, собственно вмешательства и оценки эффективности вмешательства.

Работа физического терапевта начинается с оценки состояния всех структур и функций клиента, которые могут влиять на его движения, мобильность и иные функциональные возможности. Затем специалист, совместно с клиентом и/или его близкими, ставит четкие и понятные для клиента и членов его семьи цели вмешательства.

Формы работы: физический терапевт участвует в работе междисциплинарной команды, то есть, группы специалистов, в которую входят врачи, медицинские сестры, логопеды, психологи, педагоги и другие специалисты. В каждом конкретном случае команда формируется только из тех специалистов, помощь которых действительно нужна конкретному человеку и/или его семье. Работа в команде строится на партнерских взаимоотношениях между специалистами, все решения принимаются ими совместно после обсуждений, но при этом каждый член команды несет профессиональную ответственность за свою работу. Кроме профессионалов, в команду входят сам клиент и, достаточно часто, его родственники или другие близкие ему люди. Кооперация с клиентом, членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения — неотъемлемое условие успешной помощи.

Противопоказания: нет

Продолжительность курса: идея курсовой терапии отсутствует, вмешательство осуществляется для достижения конкретной цели

Эрготерапия

Возраст: любой

На чем основан: на научном подходе и принципах доказательной медицины (evidence-based medicine). Термин «эрготерапия» был принят как русский эквивалент общепринятого термина «Occupation Therapy». Как специальность эрготерапия сформировалась после Второй мировой войны, когда общество столкнулось с проблемой массовой инвалидизации людей работоспособного возраста и необходимостью их реабилитировать.

Кому подходит: всем, перенесшим заболевание/травму или имеющим нарушения развития от рождения, оказавшимся по этой причине зависимыми от посторонней помощи.

Цель: помочь в максимально возможной степени восстановить способность человека к независимой жизни.

Задачи: помочь людям с различными физическими и психическими нарушениями активно выполнять повседневные дела, например, обслуживать себя (одеваться, раздеваться, мыться, принимать пищу и т.д.), участвовать в продуктивной деятельности — играть, работать, а также проводить досуг, например, осваивать хобби, и, таким образом, достичь максимальной независимости во всех аспектах повседневной жизни. Также эрготерапия препятствует снижению активности клиента, усугублению нарушений и ухудшению его состояния.

Суть метода: Эрготерапевты работают с клиентами, которые из-за своих нарушений ограничены в таких областях, как самообслуживание, продуктивная деятельность и досуг. Они не только анализируют влияние нарушений на разные виды деятельности, но и учитывают при этом действие личностных факторов и факторов окружающей среды (социальных, физических, экономических) на функционирование каждого клиента в конкретных ситуациях. В целом эрготерапевт использует те виды активности, которые важны для клиента и направлены на достижение максимально возможного уровня его функционирования, независимости в повседневной жизни и, следовательно, на улучшение качества жизни. Например, для ребенка это могут быть навыки одевания, самостоятельного приема пищи, игры, планирования свободного времени.

Способ: вмешательство эрготерапевта — это:

— специально подобранные методы обучения клиента и/или его родственников и ухаживающих за ним людей;

— приемы, помогающие клиенту выполнить тот или иной компонент выбранной активности;

— приемы модификации и адаптации задачи, стоящей перед клиентом, облегчающие ее выполнение;

— разнообразные приемы развития и тренировки функции руки и кисти;

— техники и приемы правильного перемещения пациентов, ухода и помощи в выполнении всех необходимых видов деятельности;

— использование разнообразных методов адаптации окружающей среды;

— подбор и адаптация технических вспомогательных средств реабилитации.

Принципы: проблемно-ориентированный подход: оценка, планирование вмешательства, собственно вмешательство и оценка эффективности вмешательства.

Работа эрготерапевта начинается с оценки важных и необходимых для клиента видов деятельности, качества их выполнения, актуальных возможностей клиента и анализа факторов, которые мешают либо помогают эффективно что-то делать, включая особенности окружающей среды и состояние всех структур и функций клиента. Затем специалист, совместно с клиентом и/или с его близкими намечают конкретные цели вмешательства.

Формы работы: эрготерапевты работают непосредственно с отдельными людьми, группами людей или сообществами, помогая им выполнять то, что они хотят, вынуждены или обязаны делать, и адаптируют сам вид деятельности и/или окружающую среду (обстановку) так, чтобы люди могли эффективнее выполнить стоящую перед ними задачу.

Противопоказания: нет

Продолжительность курса: идея курсовой терапии отсутствует, вмешательство осуществляется для достижения конкретной цели

Бобат-терапия

Возраст: любой

Авторы: супружеская пара из Лондона — нейрофизиолог Карл Бобат и физиотерапевт Берта Бобат — разработала в 40-х годах ХХ века систему специальных занятий, которая получила название Бобат-терапия. В наше время концепция Бобат реализована как нейродинамическая реабилитация.

На чем основан: способность мозга к нейропластичности в меняющихся условиях внешней среды, которые побуждают к совершенствованию двигательного поведения. За время существования методики фокус ее применения сместился от попытки влиять на восстановление поврежденной нервной системы к нормализации движений пациента. Важным открытием стало то, что не мышцы, а именно мозг контролирует то, как пациент выполняет движение или находится в статической позе. Значит терапевт может изменить движения пациента на более правильные, используя некоторые специфические приемы сенсорной стимуляции.

Кому подходит: людям с двигательными нарушениями, возникшими вследствие поражения центральной нервной системы

Цели: повышение функциональной активности пациента, максимальное повышение эффективности движения в рамках возможностей пациента (а не восстановление движения до уровня нормального), расширение его участия в социальной жизни.

Задачи терапии: стимуляция нормального двигательного развития и профилактика возникновения контрактур и деформаций, работа с мышечным тонусом — для улучшения качества движения.

Суть метода: С помощью технологий управления и направления движений пациента с тщательно ранжированным стимулированием терапевт стремится дать нормальное ощущение активного движения, которое переводится в сферу целенаправленного действия. Бобат-терапия – это нейроразвивающая терапия, не имеющая канонических упражнений или комплексов. Каждый раз она осуществляется индивидуально. Берта Бобат утверждала, что терапевт в этом методе обязан «делать то, что работает наилучшим образом». Терапевт словно «вылепляет» правильное движение у своего пациента и стремится к наиболее нормальному движению (позе) и максимальной самостоятельности пациента.

Способ: терапевт комбинирует приемы, которые называются сенсорной стимуляцией, ингибицией и фасилитацией:

— ингибиция —  это торможение патологических движений, положений тела и рефлексов, которые препятствуют развитию нормальных движений;

— фасилитация — это облегчение правильных (нормальных) движений и положений тела;

— стимуляция – это тактильные и кинестетические стимулы, необходимые для того, чтобы ребенок лучше ощущал правильные движения и положение собственного тела в пространстве.

В результате у человека меняются привычные ощущения от движений и статического удержания позы. А это дает возможность коррекции поз и движений.

Принципы двигательного обучения: активное участие пациента, тренировка навыка, постановка значимых для пациента целей. При Бобат-терапии физический терапевт должен включить своего пациента в совместную деятельность, ребенок должен осознанно выполнять то или иное действие, что исключает с его стороны негативную реакцию. Если же она есть, действия терапевта изначально неверны и не могут привести ни к каким улучшениям.

Противопоказания:

Эпилепсия в период активных приступов

Выраженные психические расстройства

Острые воспаления и лихорадочные состояния

Войта-терапия

Возраст: любой

Автор: чешский профессор медицины Вацлав Войта (1917-2000).  С 1948 по 1956 год он работал в неврологической клинике Карлова университета в Праге. С 1956 года – заведующий отделением детской неврологии в клинике медицинского факультета Пражского университета. В 1961 году ему поручили управление клиникой факультета детской неврологии в Праге. После ввода войск в Чехословакию в августе 1968 года нашел убежище в ФРГ, в Ортопедической университетской клинике в Кёльне. В 1975 году стал заведующим реабилитационного отделения Мюнхенского детского центра.

На чем основан: по теории Войта, если закрепить движения на рефлекторном уровне, центральная нервная система будет их использовать, будет появляться спонтанная двигательная активность в виде выработанного движения, улучшение эргономичности в целом. Профессор Войта предполагал, что благодаря многократному вызыванию у пациента этих «рефлексообразных» движений происходит «разблокирование» или «повторная прокладка» функционально блокированных нервных сетей между мозгом и костным мозгом.

Кому подходит: метод используется для исправлений нарушений в опорно-двигательном аппарате, как у младенцев, так и у детей постарше. Войта-терапия особенно эффективна у младенцев, так как у них еще не развиты замещающие модели движений. У детей в возрасте 5-6 лет и старше уже выработаны такие модели, поэтому специалисты делают акцент на активации и поддержании физиологических двигательных форм.

Цели: за счёт использования рефлекторной локомоции должны стать снова доступными и применимыми элементарные составляющие выпрямления и передвижения человека, то есть:

— равновесие тела при движениях («постуральное управление»),

— выпрямление тела против силы тяжести,

— целенаправленные хватательные и шаговые движения конечностей («фазная подвижность»).

Задачи: формирование двигательных навыков, соответствующих возрасту ребенка.

Суть метода: вызывание рефлекторных двигательных актов (рефлексолокомоций) путем стимуляции определенных кожных зон с одновременным приложением строго ориентированного вектора давления. Процедура не относится к методике лечебной физкультуры. Это не физическая тренировка движений, а опосредованное воздействие на центральную нервную систему. В мозге сохраняется программа «нормальных», физиологичных движений, а не заучивание замещающих направлений.

Способ: терапевт оказывает давление на определенные зоны тела человека, который находится в исходном положении лежа на животе, спине или на боку. Раздражения рефлекторно вызывают один из двух комплексов: рефлекторное ползание на животе или рефлекторное переворачивание из положения лежа на спине или на боку через положение на животе в положение стоя на четвереньках.

Принципы: сама процедура ни в коем случае не должна вызывать боль и страх. Активированное состояние, на достижение которого направлена терапия, у грудных детей во время процедуры часто выражается в виде крика. Крик является средством реагирования на непривычную активацию у пациентов в этом возрасте. В старшем возрасте, когда дети могут выразиться с помощью языка, они уже не кричат.

Противопоказания:

Острая инфекционная патология

10 дней после прививки

Проблемы с сердечно-сосудистой системой

Несовершенный остеогенез, болезнь стеклянных костей, фосфат-диабет

Обострение других хронических болезней

Судороги различного происхождения

При подготовке обзора были использованы материалы:

Е.В.Семенова, Е.В.Клочкова, А.Е. Коршикова-Морозова, А.В. Трухачева, Е.Ю. Заблоцкис. Реабилитация детей с ДЦП. Обзор современных подходов в помощь реабилитационным центрам М., 2018

К. А. Семенова
Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом М., 2007

https://physrehab.ru
сайт АНО «Физическая реабилитация»
http://www.vojta.com
сайт Международного общества Войты

Обзор будет продолжен.

Иллюстрации: Оксана Романова

www.miloserdie.ru


Смотрите также