"Старость не защищает от Любви,
но Любовь защищает от старости"

© Коко Шанель

К какому типу или отделу относят ряску


Ряска — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ря́ска (лат. Lémna) — род цветковых однодольных растений семейства Ароидные (Araceae) (согласно классификации APG II и APG III). Ранее[3] этот род вместе с несколькими другими выделялся в особое близкое к ароидным семейство Рясковые (Lemnaceae), теперь этот таксон в ранге подсемейства Рясковые (Lemnoideae) включён в семейство Ароидные.

Представители рода — крохотные многолетние растеньица, плавающие обыкновенно в большом количестве на поверхности стоячих вод. Лишь один вид, ряску тропическую, считают однолетним растением.

Среди цветковых растений ряски наиболее редуцированы: у них нет расчленения на стебель и лист, и всё тело их представлено зелёной пластинкой, которую иногда называют листецом, несущей снизу один корень, а по бокам сзади боковые такие же пластинчатые побеги, сидящие в особых углублениях, так называемых кармашках. Побеги разрастаются, обособляются, и таким образом происходит размножение ряски.

Пластинки с одной — пятью (семью) жилками и с одним или несколькими слоями воздушных полостей, позволяющих растениям держаться на воде, содержат рафидные клетки, но недостаточно большое количество пигментных клеток.

Цветут они крайне редко. Цветки мелкие, невзрачные, однополые, появляются в кармашке. Они собраны в мелкие соцветия, состоящие из двух мужских цветков, низведённых до двух тычинок, и одного женского цветка, представленного лишь пестиком. Соцветие снабжено небольшим листовым придатком, напоминающим крыло у початкоцветных. Завязь одногнёздная, с двумя — семью амфитропными, атропными или анатропными семяпочками.

Плод — мешочек, снабжённый крыловидными выростами и килем, позволяющими ему удерживаться на воде. Семя 0,4—0,9 мм длиной, с 8—60 продольными рёбрами, имеет толстую кожуру и небольшой белок, чаще всего остаётся внутри плода при созревании, при прорастании оно вскрывается крышечкой.

Представители рода встречаются во всех странах света, как в умеренных, так и с тропическим климатом, но только в пресной воде.

Ряска идёт в пищу свиньям, курам, гусям и уткам («утиная трава»), черепахам.

Lemna L., 1753, Sp. Pl. 2: 970.

Синонимы[править | править код]

  • Lenticularia Ség., Pl. Veron. 3: 129 (1754).
  • Lenticula P.Micheli ex Adans., Fam. Pl. 2: 471 (1763).
  • Hydrophace Hallier, Hist. Stirp. Helv. 3: 68 (1768).
  • Telmatophace Schleid., Linnaea 13: 391 (1839).
  • Staurogeton Rchb., Deut. Bot. Herb.-Buch: 33 (1841).
  • Thelmatophace Godr., Fl. Lorraine 3: 18 (1844).
  • Lenticularia P.Micheli ex Montandon, Guide Bot. Sundgau: 308 (1868).

Виды[править | править код]

В роду 14 видов[4]:

ru.wikipedia.org

Рясковые — Википедия

Рясковые

Ряска малая —
типовой вид титульного рода семейства Рясковые.
Водоём на севере Норвегии

промежуточные ранги

Подсемейство:Рясковые

Lemnoideae Bab., 1843

Ря́сковые (лат. Lemnoideae) — подсемейство водных однодольных растений из семейства Ароидные (Araceae). К этому подсемейству относятся самые маленькие цветковые растения, величина их редко превышает 1 см[2]. Встречаются на всех континентах, кроме Антарктиды, наиболее широко представлены в тропиках и окультуренных местообитаниях.

Ранее эту группу растений выделяли в отдельное семейство Рясковые (Lemnaceae) порядка Початкоцветные (Spathiflorae)[3].

Рясковые представляют собой один из крайних вариантов приспособления растений к водной среде обитания. Они утратили или сильно упростили большинство органов, характерных для «нормальных» цветковых растений. Рясковые — многолетние травянистые растения, плавающие в воде (на поверхности или в толще воды, как ряска трёхдольная), хотя и способны существовать некоторое время наземно — на дне пересохших водоёмов.

Рясковые — очень мелкие растения, побеги которых нерезко расчленены на стебель и листья и представлены в виде небольших удлинённых или округлых пластинок, часто соединённых между собою в большие группы. Соединение происходит благодаря тому, что по бокам пластинки развиваются в особых углублениях («кармашках») новые боковые побеги, которые, разрастаясь, не сразу обособляются от старых. Такие колонии побегов или свободно плавают на поверхности воды, или целиком погружены в неё.

У некоторых рясковых совершенно нет корней (у вольфии (Wolffia)), у других с нижней поверхности пластинки развивается или один корень (у ряски (Lemna), или целый пучок их (у многокоренника (Spirodela)).

Пластинка состоит из паренхиматической ткани, иногда только с зачаточными, иногда с развитыми сосудисто-волокнистыми пучками; в корне у ряски сосудисто волокнистого пучка нет, у многокоренника они развиты.

Цветут ряски крайне редко (раз в несколько лет), размножаются, иногда очень обильно и быстро, исключительно боковыми побегами. Цветки у рясок мелкие, невзрачные, однополые, весьма простого строения; мужской цветок состоит только из тычинки, а женский — только из пестика; пестик бутыльчатой формы, завязь у него одногнёздная, с 1—6 семяпочками; столбик короткий, рыльце слегка ворончатое. Цветки, 1 или 2 мужских и 1 женский, собраны в небольшое соцветие — початок, помещающийся в особом кармашке на побеге и прикрытый иногда листовым зачатком — крылом. Цветки не имеют околоцветника. Перед цветением, которое происходит во второй половине лета, образуются специальные плодущие листецы, отличающиеся меньшими размерами и тёмной окраской. Опыление производят, по-видимому, мелкие насекомые (в начале цветения) и ветер (в конце цветения)[2].

Плод — округлый мешочек, снабжённый на нижней стороне крыловидным выростом — килем, который облегчает плавание; о 1—6 семенах. Семя с толстою, мясистою снаружи и более нежною внутри кожурою. Верхушка семени при прорастании отваливается в виде крышечки. Зародыш, представляющий нерасчленённое тельце, окружён небольшим белком. Через некоторое время плоды разрушаются, а семена либо прорастают, либо погружаются на дно водоёмов до весны. Так же перезимовывают и листецы, которые перед наступлением холодной погоды накапливают большие количества утяжеляющего их крахмала[2].

Распространяются рясковые преимущественно листецами, которые переносятся на лапках водоплавающих и болотных птиц[2].

Рясковые служат кормом для диких и домашних уток и других водных животных. В сельском хозяйстве их разводят и используют как ценный белковый корм (высушенная зелёная масса рясок содержит до 45 % белка). Общеизвестна неприхотливость рясковых и их высокая биологическая продуктивность.

Во многих тропических регионах рясковые (особенно различные виды вольфии) употребляются в пищу.

В последнее время рясковые стали широко применять в физиологических, биохимических, генетических исследованиях как модельный объект[2].

Многие тропические рясковые считаются опасными сорняками рисовых полей.

Ряска очень чувствительна к содержанию в воде хлора и при его малейших появлениях в воде замедляет рост и покрывается мелкими коричневыми точками, а при значительном превышении хлора в воде гибнет. Этот факт используется для биоиндикации растворённого в воде хлора.[источник не указан 3673 дня]

Полный список родов[4]:

Во флоре России подсемейство представлено видами родов Ряска и Многокоренник, в тропических флорах преобладает род Вольфия.

  1. ↑ Об условности указания класса однодольных в качестве вышестоящего таксона для описываемой в данной статье группы растений см. раздел «Системы APG» статьи «Однодольные».
  2. 1 2 3 4 5 Шипунов А. Б. Рясковые // Биология : Школьная энциклопедия / Белякова Г. и др. — М.: БРЭ, 2004. — 990 с. — ISBN 5-85270-213-7.
  3. ↑ См. ЭСБЕ, раздел Ссылки.
  4. 1 2 По данным сайта GRIN (см. раздел Ссылки).

ru.wikipedia.org

Ответ 7) Работаем с текстом

1)Прочитайте в тексте 3 учебника о важнейших признаках живых организмов. Докажите, что автомобиль неживой объект. Приведите не менее трех аргументов.

 

  • Ответ:

    1) Он не может разговаривать

    2) Он не может сам питаться

    3) У него нет рук

 

2) Прочитайте текст и установите, о представителях какого царства живой природы идет в нем речь

Они очень малы, даже трудно представить себе их действительные размеры. Их можно различить только в мощный микроскоп, увеличивающий в тысячи раз. Они проникают всюду, в бесчисленном множестве населяют почву. Воду, наземно-воздушную среду, другие организмы.

 

 

3) Установите соответствие между царствами живой природы и их характерными особенностями.

  

Ответ: Царства

Растения 1, 2

Животные 3, 4, 

Грибы  5, 6

Бактерии 7, 8, 9, 10

 

*ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

1) Наиболее благоприятная среда жизни – почва. 2) Создают органические вещества. 3) Потребляют органические вещества. 4) Активно передвигаются в пространстве. 5) Растут всю жизнь. 6) Могут обитать в экстремальных условиях. 7) Рост ограничен. 8) Могут быть причиной опасных заболеваний. 9) Не передвигаются активно в пространстве. 10) Обитают повсюду.

а) Какие признаки сближают грибы с растениями? 

б) Какие признаки сближают грибы с животными? 

 

 

4) Прочитайте отрывок из книги В. В. Бианки «Лесная газета» Ответьте на вопросы.

Пруды уже начали затягиваться ряской. Некоторые говорят: тиной. Но тина тиной, а ряска ряской. На других ряска не похожа. Маленький корешок и плавучая зеленая лепешечка с продолговатыми выступами. Эти выступы - лепешка-стебелек и лепешки-веточки. Листьев у ряски нет. А вот цветы иногда появляются, но это случается очень, очень редко. Не нужны ряске цветы. Она размножается просто и быстро. Отломится от стебелька-лепешки лепешка-веточка - вот и стало из одного растения два.

К какому царству относят описанный живой организм - ряску?

 

 

*К какому типу или отделу относят ряску?

 

 

*Напишите признаки, по которым вы определили систематическое положение ряски?

 

 

5) Прочитайте описание представителей отделов Покрытосеменных и Голосеменных на рисунке 1.3 учебника. Выявите основные признаки, по которым ученые-систематики различают данные растения.

 

  • Ответ: Голосеменные – семена лежат долго, цветка нет.

    Покрытосеменные – есть цветок, семена находятся в плоде.

 

6) Прочитайте в тексте 5 учебника о деятельности человека как экологическом факторе. Приведите примеры из личного опыта:

Положительного влияния человека на живую природу:

 

 

*Отрицательного влияния человека на живую природу:

 

  • Ответ: Загрязнение воздуха, почв, браконьерство, вырубка лесов, распашка степей и многое другое.

 

7) Прочитайте текст и установите, о каком экологическом факторе в нем идет речь.

Восходы и заходы Солнца, изменения длительности дня и ночи определяют ритм жизни животных и растений, влияют на их суточную активность, стимулируют сезонные изменения в природе.

Данный экологический фактор также нужен большинству животных для ориентации в пространстве.

 

  • Ответ: Экологический фактор: продолжительность светового дня.

      

    8) Прочитайте фрагмент из рассказа С. Ф. Стариковича. Установите, об организме какого вида идет речь. Подчеркните в тексте приспособления данного организма к среде обитания.

    "Узнать, где спина и живот, не трудно: спина выпуклее и как бы загорелее плоского животика. Голову найти тоже легко - она остренькая и всегда темнее хвоста. В противовес ей светлый задний конец тела закруглен, лопатообразен, хотя эта лопата по прямому назначению не используется - ходы прокладываются головой. Заострив голову, землепроходец вонзает ее в почву. Потом, натужив мышцы, раздувает головушку, и она отодвигает комочки почвы. Если в плотной земле голова разламывается от натуги, приходится брать горлом - выедать себе квартиру... Тело покрывается обильной слизью, которая служит превосходной смазкой для протискивания сквозь землю".

     

     

    9) Прочитайте текст и установите, о какой жизненной форме растений идет речь.

    В тропическом лесу повсюду видны лазающие растения. Они обвиваются вокруг стволов, свешиваются с ветвей, перекидываются с дерева на дерево, ползут по земле или лежат на ней спутанными клубками.

     

     

    *Приведите примеры комнатных растений с такой же жизненной формой.

     

     

    10) Прочитайте текст и установите, о каком природном сообществе в нем идет речь

    Здесь деревья, кустарники и травы собраны не случайно. Они расположены этажами, что обеспечивает полное использование потока света. В отличие от окружающих открытых мест, в этом природном сообществе складывается равномерный мягкий климат.

     

     

    11) Прочитайте пословицы и поговорки и объясните их смысл.

    Лес и вода – брат и сестра.

     

     

    *Лес родит реки.

     

     

    *Леса хранят воду.

     

     

    12) Прочитайте текст о болоте.

    Болото - участок земной поверхности, постоянно или большую часть года насыщенный водой и покрытый особой болотной растительностью. Она характеризуется накоплением мертвых неразложившихся растительных остатков, со временем превращающихся в торф.

    Болота возникают при зарастании озер, в результате переувлажнения почвы, при неглубоком залегании грунтовых вод и т.д.

    Какие экологические факторы определяют особенности среды обитания на болоте?

     

     

    *Какие приспособления сформировались у живых организмов болот к каждому из этих факторов?

     

    • Ответ: Из-за избыточной влаги на болоте нет древесных форм. Многие растения - хищники, т.к. на болотах органические вещества оседают на дне.

     

    *Спрогнозируйте возможные последствия воздействия человека на болото и его обитателей.

     


tetrab.ru

Работаем с текстом (Страницы 15,16,17,18,19,20)

Главная › 5 класс › Биология › Тетрадь-тренажер по биологии Живой организм 1 часть Сухорукова Кучменко Дмитриева 5 класс 1. Прочитайте в тексте 3 учебника о важнейших признаках живых организмов. Докажите, что автомобиль неживой объект. Приведите не менее трех аргументов.

1) Автомобиль не дышит

2) Автомобиль не имеет клеточного строения

3) Автомобиль не растет



2. Прочитайте текст и установите, о представителях какого царства живой природы идет в нем речь

Они очень малы, даже трудно представить себе их действительные размеры. Их можно различить только в мощный микроскоп, увеличивающий в тысячи раз. Они проникают всюду, в бесчисленном множестве населяют почву. Воду, наземно-воздушную среду, другие организмы.

Ответ: Это представители царства Бактерии.


3. Установите соответствие между царствами живой природы и их характерными особенностями.

ЦАРСТВА
Растения
Животные
Грибы
Бактерии

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
1) Наиболее благоприятная среда жизни – почва.
2) Создают органические вещества.
3) Потребляют органические вещества.
4) Активно передвигаются в пространстве.
5) Растут всю жизнь.
6) Могут обитать в экстремальных условиях.
7) Рост ограничен.
8) Могут быть причиной опасных заболеваний.
9) Не передвигаются активно в пространстве.
10) Обитают повсюду.

Ответ:
Растения 2, 5, 9
Животные 3, 4, 7
Грибы 3, 5, 9
Бактерии 1, 6, 8, 10

Какие признаки сближают грибы с растениями?

9, 5

Какие признаки сближают грибы с животными?

3


4. Прочитайте отрывок из книги В. В. Бианки «Лесная газета» Ответьте на вопросы.

Пруды уже начали затягиваться ряской. Некоторые говорят: тиной. Но тина тиной, а ряска ряской. На других ряска не похожа. Маленький корешок и плавучая зеленая лепешечка с продолговатыми выступами. Эти выступы - лепешка-стебелек и лепешки-веточки. Листьев у ряски нет. А вот цветы иногда появляются, но это случается очень, очень редко. Не нужны ряске цветы. Она размножается просто и быстро. Отломится от стебелька-лепешки лепешка-веточка - вот и стало из одного растения два.

К какому царству относят описанный живой организм - ряску?

Растения

К какому типу или отделу относят ряску?

Покрытосеменные

Напишите признаки, по которым вы определили систематическое положение ряски?

Появление цветков, наличие корешка и стебелька



5. Прочитайте описание представителей отделов Покрытосеменных и Голосеменных на рисунке 1.3 учебника. Выявите основные признаки, по которым ученые-систематики различают данные растения.

Голосеменные – семена лежат долго, цветка нет.

Покрытосеменные – есть цветок, семена находятся в плоде.


6. Прочитайте в тексте 5 учебника о деятельности человека как экологическом факторе. Приведите примеры из личного опыта:Положительного влияния человека на живую природу:
  • Проведение мероприятий по сохранению и восстановлению охотничьих и промысловых животных.
Отрицательного влияния человека на живую природу:
  • Загрязнение воздуха, почв, браконьерство, вырубка лесов, распашка степей и многое другое.

7. Прочитайте текст и установите, о каком экологическом факторе в нем идет речь.

Восходы и заходы Солнца, изменения длительности дня и ночи определяют ритм жизни животных и растений, влияют на их суточную активность, стимулируют сезонные изменения в природе.

Данный экологический фактор также нужен большинству животных для ориентации в пространстве.

Ответ: Экологический фактор: продолжительность светового дня.



8. Прочитайте фрагмент из рассказа С. Ф. Стариковича. Установите, об организме какого вида идет речь.

"Узнать, где спина и живот, не трудно: спина выпуклее и как бы загорелее плоского животика. Голову найти тоже легко - она остренькая и всегда темнее хвоста. В противовес ей светлый задний конец тела закруглен, лопатообразен, хотя эта лопата по прямому назначению не используется - ходы прокладываются головой. Заострив голову, землепроходец вонзает ее в почву. Потом, натужив мышцы, раздувает головушку, и она отодвигает комочки почвы. Если в плотной земле голова разламывается от натуги, приходится брать горлом - выедать себе квартиру... Тело покрывается обильной слизью, которая служит превосходной смазкой для протискивания сквозь землю".

Ответ:

Вид организма – Дождевой червь.
Среда обитания – Почва.


9. Прочитайте текст и установите, о какой жизненной форме растений идет речь.

В тропическом лесу повсюду видны лазающие растения. Они обвиваются вокруг стволов, свешиваются с ветвей, перекидываются с дерева на дерево, ползут по земле или лежат на ней спутанными клубками.

Ответ:

Жизненная форма растений – Лиана.

Приведите примеры комнатных растений с такой же жизненной формой.

Эсхинантус, тредесканция, дихондра, ампельная петуния.


10. Прочитайте текст и установите, о каком природном сообществе в нем идет речь

Здесь деревья, кустарники и травы собраны не случайно. Они расположены этажами, что обеспечивает полное использование потока света. В отличие от окружающих открытых мест, в этом природном сообществе складывается равномерный мягкий климат.

Ответ: Природное сообщество – Лес.



11. Прочитайте пословицы и поговорки и объясните их смысл.
  • Лес и вода – брат и сестра.
  • Леса играют большую роль в круговороте воды, а вода, в свою очередь, необходима для фотосинтеза.
  • Лес родит реки.
  • Леса играют большую роль в круговороте воды
  • Леса хранят воду.
  • Лес действительно является самым надежным собирателем и хранителем воды в природе.

12. Прочитайте текст о болоте.

Болото - участок земной поверхности, постоянно или большую часть года насыщенный водой и покрытый особой болотной растительностью. Она характеризуется накоплением мертвых неразложившихся растительных остатков, со временем превращающихся в торф.

Ответ: Болота возникают при зарастании озер, в результате переувлажнения почвы, при неглубоком залегании грунтовых вод и т.д.

Какие экологические факторы определяют особенности среды обитания на болоте?

Ответ: Высокая влажность, скопления мертвых растительных остатков.

Какие приспособления сформировались у живых организмов болот к каждому из этих факторов?

Ответ: Из-за избыточной влаги на болоте нет древесных форм. Многие растения - хищники, т.к. на болотах органические вещества оседают на дне.

Спрогнозируйте возможные последствия воздействия человека на болото и его обитателей.

Ответ: Исчезновение флоры и фауны по вине человека может привести к исчезновению болота.


Выполняем тест - стр. 12-15Изучаем и определяем - стр. 20-26

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

dourokov.ru


Смотрите также